Бюрократия

Теократия

Теократия — это общественно-политический строй, при котором главенствует определённая религиозная идеология. Она диктует не только законы, но и обычаи нации, и по большей части в законодательстве повторяются постулаты определённого Священного Писания. Руководящие посты чаще всего занимает духовенство.

В теократии навязываются практики, которые не соответствуют современным социальным и этическим стандартам, ввиду того что основной закон — Священное Писание — был создан в те времена, когда данных свобод не существовало, и руководители, связанные рамками, не могут выйти за пределы постулатов. Общественная жизнь в теократии также регулируется Священным Писанием.

Одним из самых известных теократических государств является Иран после исламской революции. Страной правит аятолла — духовный лидер, который распределяет полномочия между другими религиозными лидерами. Несмотря на наличие демократических институтов, таких как выборы, президент должен подчиняться аятолле.

Когда появилась бюрократии — история

Некоторые явления можно глубже понять, изучив их историю. Бюрократия появилась вместе с государством. Впервые её можно было встретить тогда, когда возникали первые монархии: Древний Египет, Китай, Шумер и другие. В это время возникла необходимость в аппарате чиновников, которые могли бы реализовывать распоряжения монарха, ведали распределением благ и осуществляли учёт имеющегося богатства.

Впервые детальным изучением этого понятия впервые занялся социолог и экономист Макс Вебер. Он определил то, что по его мнению представляет собой идеальная бюрократия:

  1. Управление основывается на легальных распоряжениях органов власти. При этом существует иерархия приказов, которые должны выполняться чиновниками.
  2. В процессе деятельности имеет место жёсткая централизация управления. У каждого начальника имеется коллектив подчинённых, которые выполняют его приказы. С другой стороны, он отвечает за результаты их действий.
  3. Труд участников бюрократической системы должен быть узко специализирован. При этом осуществляется чёткое распределение функций.
  4. Выполнение функций всеми участниками системы является подробно регламентированным. Отступления от установленного порядка считаются недопустимыми.
  5. В бюрократической прослойке существует система карьерного роста, основанная на опыте, квалификации, способностях и достигнутых результатах. В этой сфере действуют формализованные правила, которые не должны нарушаться.

Вебер рассматривал бюрократию в качестве положительного явления. По его мнению, она предназначена для того, чтобы сделать управление максимально эффективным. Он полагал, что бюрократические структуры способны осуществлять управление идеальным образом.

Вебер не ограничивался исследованием того, какой она должна быть с идеальной точки зрения, а старался изучать её реальные особенности. В частности, он разделял бюрократию на рациональную и иррациональную. В первом случае он выделял следующие характеристические черты:

  1. Сплочённость и концентрация усилий для достижения поставленных целей.
  2. Бюрократия должна подчиняться правилам, которые носят безличный характер.
  3. Каждый чиновник обязан нести ответственность за предпринятые действия на порученном ему участке работы.
  4. Применение иерархической структуры управления.

К иррациональным проявлением он относил ситуации, в которых функция управления и власть становились самоцелью, препятствуя выполнению поставленных задач. На практике это часто выражается в бездумной бумажной работе, ставшей самоцелью.

О понятии

«Бюрократия» происходит от французского bureau «бюро, канцелярия» + греческого кράτος «господство, власть». Если переводить дословно, то получается – власть, или господство канцелярии. Иными словами, власть людей, находящихся во главе административных органов и отдающих полномочия в форме приказов, распоряжений, указаний и т.п.

Если «переводить» на человеческий язык, то бюрократия – это система, основанная на документировании: каждое действие должно быть оформлено официально с помощью справок, выписок, договоров, соглашений и прочих документов.

Все это нужно для того, чтобы любой человек в последствии мог доказать свою правоту в том или ином вопросе в случае возникновения спорных ситуаций.

Несмотря на то что сам термин появился только к середине 18 века, истоки зарождения концепции этой системы идут со времен появления письменности.

Выходит, что зачатки бюрократизма были уже в Древнем Египте, Древнем Китае, Римской империи. В России родоначальником бюрократии считают Петра I.

Достоинства и недостатки бюрократии

Рассмотрим плюсы и минусы классической формы бюрократии в следующей таблице:

достоинства недостатки
возможность централизованного управления организацией, обществом, государством искусственное расширение бюрократического аппарата ведет к повышению расходов на его содержание
возможность апеллировать к вышестоящим органам при неудовлетворительной работе нижестоящих (благодаря пирамидальной структуре бюрократического аппарата) отсутствие возможности самостоятельного принятия решений у нижних ступеней бюрократического аппарата (необходимо согласование с вышестоящими органами) ведет к замедлению решения насущных проблем
чрезмерный формализм затрудняет получение гражданами требуемых услуг, тормозит выполнение каких-либо работ

Читайте наш блог, это познавательно!

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Использую для заработка

  • ВоркЗилла – удаленная работа для всех
  • Анкетка – платят за прохождение тестов
  • Etxt – платят за написание текстов
  • Кьюкоммент – биржа комментариев
  • Поиск лучшего курса обмена
  • 60сек – выгодный обмен криптовалют
  • Бинанс – надёжная биржа криптовалют
  • ВкТаргет – заработок в соцсетях (ВК, ОК, FB и др.)

дальнейшее чтение

  • Олброу, Мартин. Бюрократия. (Лондон: Macmillan, 1970).
  • Нил Гарстон (редактор), Бюрократия: три парадигмы . Бостон: Клувер, 1993.
  • О Карле Марксе: Хэл Дрейпер, Теория революции Карла Маркса, Том 1: Государство и бюрократия . Нью-Йорк: издательство Monthly Review Press, 1979.
  • Людвиг фон Мизес, , издательство Йельского университета, 1962. Фонд свободы (2007), ISBN  978-0-86597-663-4
  • Шварц, Билл. (1996). Экспансия Англии: расовая, этническая и культурная история . Психология Pres; ISBN  0-415-06025-7 .
  • Уотсон, Тони Дж. (1980). Социология, труд и промышленность . Рутледж. ISBN 978-0-415-32165-5. О Вебере
  • Вебер, Макс. Теория социальной и экономической организации. Перевод А.М. Хендерсона и Талкотта Парсонса. Лондон: издательство Collier Macmillan Publishers, 1947.
  • Уилсон, Джеймс К. (1989). Бюрократия . Основные книги. ISBN 978-0-465-00785-1.

Плюсы и минусы бюрократии.

Преимущества бюрократии.

Преимущества бюрократии включают в себя возможность управлять большой, сложной организацией. Правила и положения могут быть полезными для обеспечения стабильной и систематизированной работы во всех объектах управления. Наличие надзорных или вышестоящих органов управления позволяет клиентам или гражданам подавать апелляции и жалобы в том случае, если их не устроила работа нижнего звена.

Недостатки бюрократии.

Бюрократический аппарат часто критикуют за то, что он может быть малоэффективным и весьма расточительным. Довольно часто случается такое, что связь между отдельными ветвями бюрократической машины отсутствует или не работает должным образом. Из-за этого для решения вопроса нужно совершать повторяющиеся утомительные действия, а это все затягивает процесс. Еще один негативный аспект бюрократии заключается в том, что низкие уровни управления жестко ограничены в самостоятельности принятия решений, и все приходится формально согласовывать с руководством. Так к примеру, ради соблюдения формальностей, приходится длительное время ждать пока руководитель просто подпишет необходимый документ (зачастую не глядя на содержание).

В итоге, хотелось бы отметить, что несмотря на все неудобства, возникающие при работе бюрократического аппарата, данная форма управления пока что является необходимостью. Нормы и правила должны соблюдаться для предотвращения хаоса.

Недостатки бюрократии

Их несколько.

  1. Во-первых, это то самое «форма ради формы». Бумаг бывает слишком много. Иногда такая волокита создается только для имитации активной деятельности тех или иных работников. Верхи отчитываются еще более крупным верхам о том, что они трудятся в поте лица своего и передают кучу отчетностей, которые чаще всего готовят мелкие сотрудники. Яркий пример – рядовые врачи и учителя. Вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности, они заполняют бумажки для отчетностей.
  2. Второе – необходимость долго и муторно ходить по инстанциям, собирать кипу документов, стоять в очереди, ждать, пока будут готовы предыдущие документы, чтобы заказать на их основании следующие. В итоге проблемы, которые требуют немедленного решения, затягиваются надолго. Иногда бюрократические препоны доходят до абсурда: к примеру, до сих пор есть такая практика, где инвалиды ежегодно обязаны доказывать, что они инвалиды, чтобы им не отменили пенсию и выдачу лекарств. Вряд ли люди с ампутацией конечности или страдающие сахарным диабетом в восторге от данной стороны бюрократии.
  3. Еще один недостаток – коррупция. Порой нам предлагают заплатить за более оперативное реагирование. Да что скрывать, часто нам самим проще заплатить за ту или иную бумажку, нежели стоять в очереди или ждать неделями изготовления документа. Из-за такой строгой иерархии бывает сложно решать вопросы: низы не вправе действовать, поскольку не уполномочены в этом, а до верхов не достучаться.

Сущность бюрократии и бюрократизма

Бюрократия – сложное социальное явление. Ее роль в демократической системе неоднозначна. Бюрократия несет в себе угрозу демократической политической структуре и тем политическим деятелям, которые руководят ею. В то же время, могущественная и независимая бюрократия, необходима для предотвращения политической коррупции и для сохранения самих демократических процедур.

Бюрократия (от франц. – канцелярия и греч. – власть), одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата.

Бюрократия в сознании многих имеет отрицательный смысл. Но буквальный перевод слова бюрократия с французского и греческого означает господство канцелярии. Главная черта бюрократии и бюрократа (лица, принадлежащего к бюрократии, т.е. канцелярии), в частности — формализм.

Вопрос о формализме в государственной службе, следовательно о бюрократии, является весьма актуальным. Не быть формальным — значит открыть путь к нарушениям буквы и духа закона, его сути. Поэтому формализм, ведущий к четкому следованию закону, есть позитивный формализм. Отсюда и бюрократия, как объективно необходимая государственная служба, в определенной мере должна быть терпимой обществом.

Феномен бюрократии был исследован в начале нашего века М. Вебером, в концепции которого эффективность бюрократии выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие приобретает позитивное значение. 

Понятие “бюрократизм” может рассматриваться с трех позиции:

    1. как концентрация в корыстных целях реальных рычагов власти в руках работников специализированного аппарата;
    2. как бюрократическая система аппаратного властвования и управления;
    3. как стиль управления.

Опасность бюрократического сопротивления реформам заключается в широких возможностях бюрократии тормозить процесс демократических преобразований в любом обществе.

Очевидно, что ядро бюрократической системы ценностей образует карьера, с мыслью о которой сопоставляются все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж служащего. Другим важным элементом бюрократической системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, служение организации как средству достижения собственной выгоды.

Бюрократизм – это общественное отношение, присущее сфере управления и складывающееся между управленческими структурами и массами населения.

Из массы противоречий, существующих в управлении, необходимо выделить главное:

Бюрократическая иерархия порождает губительные для управления противоречия между желаемым и действительным в оценке объективной реальности, а следовательно, и между словом и делом, что в свою очередь является одной из важнейших характеристик бюрократизма в системе общественных отношений.

Поскольку инструкции создаются на базе прецедента, документы, отражающие прошлый человеческий опыт, становятся для бюрократов единственной универсальной мерой, под которую подгоняются текущие дела. Поэтому, даже ясная, как день, действительность, кажется чиновнику иллюзорной по сравнению с действительностью, засвидетельствованной в актах.

Производными обозначенных выше противоречий являются такие характеризующие бюрократизм черты, как некомпетентность и бумажный фетишизм.

Одной из существенных черт бюрократизма является стремление к монополии власти и управления.

Не секрет, что решения различных звеньев управления отражаются в первую очередь на положении членов общества, которые их реализуют. Негативные социальные последствия неэффективных управленческих решений компенсируются также за счет масс, что встречает их естественное противодействие. Отсюда исконное стремление чиновничества не допустить реальных социальных оценок управления и вмешательства в эту сферу широких масс, так как это может привести к разрушению самой системы.

Обозначенные выше противоречивость, внутренняя нестабильность процесса управления вообще, являются, по мере развития, нарастания того или иного противоречия источником повышенной конфликтности социального управления, его бюрократизации.

Теории бюрократии по Мертону и Гоулднеру

Основная идея в теории бюрократии Мертона и Гоулднера – это побочные эффекты бюрократии, связанные с появлением в обществе ее дисфункции, проявляющейся в подмене целей деятельности ее средствами. В результате все преимущества, связанные с бюрократией, становятся тормозом на пути к рациональному поведению. Такое рациональное организационное устройство как бюрократия порождает внутри себя иррациональные элементы. Р.Мертон выделял следующие негативные проявления бюрократии в обществе:

Люди утрачивают способность принимать собственные решения и вынуждены руководствоваться решениями, навязанными свыше;
Представители бюрократии отказываются от креативного и неординарного мышления, личностного роста и развития;
По причине беспрекословного следования формальным правилам и разработанным руководствам к действию их соблюдение выносится на первый план и становится наиболее важной задачей организационной деятельности;
Руководящие должности занимают безволевые личности, которые имеют стереотипное мышление, с отсутствием воображения и творческого потенциала, гибкости и лояльности в применении официальных норм;
Результатом такой бюрократической деятельности является возвышение и превосходство все тех, кто имеет доступ к власти;
Вся бюрократическая каста становится замкнутой;
Решение всех вопросов происходит без учета ситуации, которая сложилась в данный момент времени;
Безнаказанность бюрократической системы, поскольку есть возможность сослаться на соответствующее правило или инструкцию;
Отсутствие гибкости любой бюрократической организации с внешней средой.

Гоулднер развивал идеи Вебера и выделил два типа бюрократии:

  1. Представительная: основной опорой власти являются ее знания и умения;
  2. Авторитарная: опора на санкции, прав тот, кто имеет власть, власть и есть закон, повиновение становится самоцелью.

Социология является наукой, в которой тема бюрократии наиболее разработана.

Причина: проникновение бюрократии во все сферы общественной жизни. А. Тоффлер считает, что бюрократия имеет три основные черты: стабильность, иерархия, разделение труда.

Социология обосновывает тот факт, что единственной перспективой развития общества является бюрократия, поскольку она – наиболее работоспособная и приемлемая форма управления. И главной задачей современного управления становится изменение роли бюрократии на основе руководства теми принципами, которые разработал в свое время М.Вебер. Достижение этой цели возможно при изменении установок представителей бюрократии и провозглашении корреляции их благополучия и карьеры с конечным результатом деятельности организации.

Достичь эту цель предоставляется возможным только в случае изменения целевых установок бюрократов и руководства принципом соотношения их благополучия и карьерных достижений с конечным итогом организационной деятельности.

Российская бюрократия

В России бюрократия, к сожалению, является основой построения работы бо́льшей части государственных учреждения, ведомств и организаций. Поэтому чаще всего приходится сталкиваться с таким видом, как аппаратная бюрократия, но при этом она часто бывает искажена. Таким образом, на бумаге в организации все изложено практически идеально, однако реальное положение вещей может быть совсем другим. Служащие могут использовать свое положение в личных целях и в некоторые моменты нарушают все нормы, стандарты и инструкции.

Ядром системы ценностей становятся карьера управленца, с которой он связывает все свои жизненные ожидания, а само служение организации становится средством достижения личной выгоды. В силу некоторых особенностей территории и менталитета в данный момент применение на территории РФ рациональной (правильной) бюрократии не представляется возможным.

Классическая бюрократия

Классическая бюрократия – это полное следование общепринятым правилам и нормам и выполнение общих управленческих функций.

Можно выделить следующие достоинства классической бюрократии:

  • унификация деятельности;
  • стабильность организации;
  • централизация управления;
  • четкое разделение труда.

При этом выделяют такие ее недостатки:

  • психологические и умственные способности работников являются второстепенными факторами труда;
  • слабая мотивация сотрудников организации;
  • принимаемые решения в непредвиденных ситуациях часто оказываются несвоевременными и неэффективными.

Как правило, классическая бюрократия — основа управления в органах власти и предприятиях, которые находятся у них в подчинении. При этом она эффективна и в компаниях, которые слабо ориентированы на внешнюю среду. Данный вид полностью соответствует модели М. Вебера.

Несовершенство бюрократической системы

Также ни для кого не секрет, что отбор на высокую должность чиновника-бюрократа иногда не позволяет получить место наиболее компетентным людям и также далеко не всегда не всегда предотвращает назначение абсолютно некомпетентного человека (особенно если это в интересах вышестоящего руководства). Но самым неблагоприятным и печальным последствием является то, что основной заботой такого бюрократа становится соблюдение разных формальностей. Они почему-то очень быстро забывают, что их работа заключается в том, чтобы как можно лучше выполнять порученные им обязанности. В устоявшейся организованной системе государственной гражданской службы получение более высоких должностей зависит, главным образом, от выслуги лет. Поэтому можно заметить, что чаще всего руководители разных государственных учреждений – это, в основном, люди пожилые, умудренные опытом, которые знают, что через несколько лет их уволят на пенсию. Проведя большую часть жизни в положении подчиненных, они напрочь лишились инициативы и энергии что-то делать для блага других людей. Поэтому они, конечно, всеми силами избегают разных нововведений и улучшений и на любой новый проект преобразований смотрят как на нарушение своего спокойствия. Их непреклонный консерватизм сводит на нет все попытки правительства приспособить данную службу к изменившимся условиям. Во всех странах, где прочно укоренилась бюрократическая система управления, люди обычно говорили: “Правительства сменяют друг друга, а учреждения остаются навсегда”. Так это и есть по сей день.

В своем большинстве бюрократы были, конечно, достаточно посредственными людьми. Но в то же время среди них встречались и талантливые люди (выдающиеся художники, писатели и музыканты). Так или иначе, когда отсутствуют важные критерии оценки, которые могли бы безусловным образом подтвердить успех или неудачу бюрократа при исполнении его служебных обязанностей, это создает неразрешимые проблемы. Это, конечно, уничтожает инициативу и у человека исчезают стимулы делать больше необходимого назначенного минимума. Как следствие, это заставляет бюрократа больше беспокоиться за формальность и следить за бесконечными инструкциями, чем за материальным и реальным успехом.

Мы коротко рассмотрели бюрократ.

Оставляйте свои комментарии или дополнения к материалу.
.

Общая информация

Бюрократизация – это свойство организации, а точнее, её системы управления. В чем это выражается?

Когда говорят про бюрократический аппарат, то с технической точки зрения подразумевают узкоспециализированную организацию или иерархию, в которой коллективизируется собственность, ответственность, человеческая мысль и профессиональная конкуренция. Это постепенная эволюция в сторону узкой направленности специалистов. Бюрократизация – это процесс, в рамках которого предусмотрено вытеснение «универсальных» людей, которые могут улавливать взаимосвязи между различными направлениями и темами работ. На их место приходят узкие специалисты, не способные убрать противоречие между конечной целью и средствами, а также не работающие на её достижение. Когда отсутствует эволюционная конкуренция и превышается определённый критический уровень разделения труда, то эффективность организации может упасть до очень низких показателей. Главным принципом становится не логика действий, а стабильность и спокойствие. Непосредственно результативная деятельность подменяется её имитацией, а все силы идут на создание впечатления существующего благополучия.

Торжество административной системы Китая

Специальное обучение и сдача экзаменов имели своей целью идеологическую «обработку» чиновников в соответствии с преданностью:

  • императору;
  • существующему строю;
  • учению Конфуция с его почитанием предков и идеей гармонии в обществе.

В итоге в Китае были созданы все предпосылки для обеспечения консервативной стабильности общественного строя на основе хорошо просчитанной и налаженной системы администрирования. Такой порядок привёл к тому, что больше, чем 2 тыс. лет, до начала ХХ века, в Китае были неизменными социальный строй и его порядки. Этому не помешали ни кризисы, ни восстания крестьян, ни вторжения иноземцев.

Отношение народа к бюрократии никогда не было положительным, как не является оно таковым и сегодня. Так, поэт VIII века Бо Цзюи аллегорически описал невозможность преодолеть бюрократическую систему. Садовник посадил цветок, возле которого выросло сорное растение. Оно обвило цветок и срослось с ним корнями. Как быть садовнику? Если поливать цветок, значит, питать и сорняк, а если вырвать сорняк, с ним будет убита и красота.

Три вида бюрократии

Классическая. Это когда на вершине человек с хорошими навыками управленца. Например, я учился в вузе, где ректором был бывший генерал-майор МВД. Да, он кандидат технических наук, но все-таки он 30 лет работал не в науке, а в МВД.

Люди с профессиональными навыками в классической бюрократии, конечно, тоже есть, их большинство, но они всегда подчиняются верховному «управленцу».

Мне рассказывали про кафедру, которую пять лет возглавлял доктор наук. Он был великим ученым, но с людьми работать вообще не умел. Он все время давал не те поручения не тем людям, не мог нормально отчитываться вышестоящему руководству, вовремя решать проблемы. Через пять лет его сместили.

Поэтому, наверное, и стоило делать ректором генерал-майора, а не ученого.

Профессиональная. Когда управляют именно профессионалы в своей сфере, а не просто хорошие управленцы.

Адхократия. Когда нет жесткой иерархии, низы могут решать проблемы не хуже верхов, если будет нужно. Адхократия очень гибкая, эффективная, но в ней может легко возникать хаос и всеобщая путаница.

Бюрократия в истории.

Хотя термин «бюрократия» был придуман в 18 веке, данная система управления существует уже многие тысячи лет. Появление бюрократии ознаменовалось развитием письменности примерно 4 тысячи лет назад. Первыми кто начал использовать бюрократические принципы были древние шумеры. Именно они начали записывать на глиняных табличках информацию об урожаях, торговле и т.д.

Древний Египет также использовал государственную бюрократию как форму управления. Для этого использовались специально подготовленные образованные люди, которые занимали государственные посты и отвечали за те или иные аспекты, связанные с управлением страной.

В Римской империи бюрократия являлась основным инструментом для управления различными регионами. Эти регионы возглавлялись иерархическими региональными проконсулами и депутатами.

Разновидности бюрократии

Исследователи рассматривают три разновидности бюрократии:

  1. Классическая;
  2. Профессиональная;
  3. Адхократия;

3.1. Классический тип

В классическом типе бюрократии случае задачей является выполнение общих управленческих задач на основе следования общепринятым правилам.

  • Деятельность происходит в соответствии с унифицированными правилами и процедурами.
  • Организация работы с течением времени не меняется.
  • Управление осуществляется централизованно.
  • Каждый участник системы действует на основе разделения труда и имеет свои чётко определённые функции.

Перечисленные факторы способствуют эффективности решения поставленных задач. Сильной стороной такого варианта бюрократии является эффективная организация работы на основе простоты и понятности каждого действия, включённого в систему.

  • Люди, которые трудятся в составе этой системы имеют слабую мотивацию, что существенно снижает эффективность работы.
  • Поскольку в большинстве случаев обязанности являются простыми и чётко определёнными, профессиональные и творческие способности играют незначительную роль. В такой деятельности им трудно найти какое-либо применение.
  • Слабым местом в функционировании классической бюрократии является возникновение сложных и непредвиденных ситуаций, требующих нестандартного подхода. Часто в таких условиях действия не являются эффективными, так как они не предусмотрены установленными правилами и требуют нестандартных подходов и решений.

Такая форма работы активно применяется в сфере государственного управления и активно используется в работе бюджетных организаций и предприятий, которые находятся в государственной собственности.

3.2. Профессиональные бюрократические структуры

Профессиональная бюрократия имеет свои преимущества, связанные с чёткой организации деятельности. В рассматриваемом типе структур они соединяются с теми, которые основаны на профессионализме и использовании интеллектуального потенциала работников.

Отличительными особенностями профессиональной бюрократии являются:

  1. При определении конкретного способа организации работы и функций отдельных сотрудников основную роль играют стоящие перед бюрократической структурой задачи.
  2. При этом походе к управлению распределение обязанностей между сотрудниками менее формально по сравнению с классическим типом.
  3. Каждому начальнику на участке, за который он отвечает даётся большая степень самостоятельности в принятии решений.
  4. Для сотрудников является характерным высокий уровень компетентности.
  • Профессиональная бюрократическая система способна эффективно решать различные типы задач, в том числе нестандартного типа.
  • Высокая степень мотивации не только отдельных сотрудников, но и организации в целом.
  • Организация работы такова, что сотрудникам даётся возможность в своей работе применять творческий подход.

В этой структуре власть предоставляется не только посредством административных методов, но и на основе способностей, уровня экспертности

Здесь осуществление руководства требует высокого уровня компетенции, что не всегда является достижимым.
В такой организации особенно важно найти подходящих сотрудников, у которых имеется соответствующий уровень профессионализма. Однако это не всегда осуществимо в полной мере — не всегда есть возможность найти профессионала.
Если отсутствуют перспективы развития, то это приводит к снижению уровня мотивации.

Такой вариант организации является более эффективным. Однако для своего функционирования он требует найма квалифицированных и людей творческого склада, эффективное руководство которыми требует высокого профессионализма руководителей.

3.3. Использование адхократии

Этот вид бюрократической организации можно рассматривать в качестве наименее формального варианта. В этом случае осуществляется временное объединение специалистов для решения конкретных задач. Для этого привлекают таких сотрудников, знания и опыт которых могут пригодится для выполнения работы.

При организации работ таким образом обычно отсутствует чёткая иерархия сотрудников. Форма организации работы выбирается такой, которая наилучшим образом будет соответствовать выполняемым задачам.

Конфуцианство как основа иерархии и сдача экзаменов

В качестве основы построения структуры субординации лежало учение Конфуция, согласно которому, общество представляет собой иерархическую систему с определённым местом для каждого индивидуума. После провозглашения конфуцианства государственной религией место жрецов заняли госчиновники. Законам была отведена роль второго плана, они рассматривались как обезличенные, а, значит, плохо пригодные для того, чтобы регулировать отношения в обществе.

За каждым человеком государство признавало теоретическую возможность пополнить ряды чиновничества. Но на практике этому «мешало» обязательное требование о том, что назначают на должность только лиц самых достойных – имеющих образование и много читающих. Для подготовки такой категории в Китае имелось множество школ и училищ.

Занять пост можно было тремя путями:

  1. Сдав экзамен.
  2. Заплатив за назначение.
  3. Получив рекомендацию.

Экзамены сдавались на протяжении всего существования Поднебесной империи. Они не были отменены даже тогда, когда Китай завоевали монголы.

Анархия

Анархия — это, по сути, отсутствие правительства, когда нация действует без центрального руководства. А это значит, что нет коммунальных служб, государственных услуг, регулирующего контроля, дипломатических связей, а также присутствует разобщённость общества. В этом случае страна как бы поделена на маленькие группы людей, объединённых по определённым признакам.

Пример анархии был сравнительно недавно в Сомали — после начала гражданской войны в 1991 году. Сомали раскололось на множество автономий, в которых управляли вожди. Только в начале 2000-х годов в стране было установлено переходное правительство с подачи международного сообщества, а к 2012 году — принята конституция, сделавшая Сомали чем-то вроде конфедерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector