10 книг для развития креативного мышления
Содержание:
- Возрастные особенности
- 1С-Рарус
- Что такое креативность
- Формирование творческого мышления
- Как развивать креативное мышление
- Что такое креатив
- Технология развития креативного мышления
- Возрастные особенности
- Планерка
- «Мозговой штурм» и синектика
- Развитие детей
- Креативное мышление для всех?
- Латеральное мышление Эдварда де Боно
- О работе и важных качествах
Возрастные особенности
Дошкольники
Деток, обладающих творческим мышлением, можно выделить из общей толпы ещё в детском саду. Они не любят выполнять синхронные, одинаковые движения вместе со всеми (например, на утренней зарядке) и придумывают свои.
В игре они берут инициативу на себя, потому что просто разрываются от идей, как лучше распределить роли и что где разместить. Однако остальные ребята их часто не понимают, потому что те мыслят оригинальными образами.
Вместо того, чтобы съесть яблоко на полдник, они обгрызают его таким образом, чтобы получилась какая-нибудь фигурка.
Однако не всегда можно распознать креативный потенциал в маленьком человечке. Часто они бывают скрытными, так как слишком сконцентрированы на своём внутреннем мире и образах. Выявить уровни творческого мышления дошкольников помогает сюжетное рисование.
Обычно тесты на определение уровня творческого мышления проводят у детей дошкольного возраста (5-6 лет), чтобы полученные данные могли использоваться в дальнейшем — при обучении в школе.
Начальная школа
С 1 по 4 класс творческое мышление младших школьников характеризуется следующими чертами:
- быстрое решение учебных задач (применение нестандартных способов);
- выявление потенциала в какой-то определённой сфере (музыка, литература, рисование, лепка);
- необычность суждений, свой взгляд на привычный мир;
- отказ от выполнения шаблонных заданий по образцу;
- невнимательность на уроках.
Главная задача педагогов и родителей на данном этапе — распознать творческий потенциал ребёнка и направить все силы на его развитие. Если в начальной школе момент будет упущен, в дальнейшем эти способности могут так и остаться нереализованными. Как говорят психологи, именно здесь человечество теряет больше всего великих художников, музыкантов и поэтов.
В начальной школе также важно отделить «зёрна от плевел». В этом возрасте у многих детей разыгрывается фантазия, и происходит подмена понятий
Воодушевлённые россказнями своего талантливого чада родители начинают видеть в нём великого писателя, который в будущем станет непревзойдённым фантастом. На самом же деле это выдумки, основанные чаще всего на компьютерных играх и фильмах. Никакой креативности, чего-то уникального там нет. В психологии воображение (тесно связанное с творческим мышлением) и фантазия — совершенно разные понятия.
Среднее и старшее звено
В среднем и старшем звене с творческим потенциалом становится всё гораздо яснее. Подростки уже способны на самоопределение без указки взрослых. Те, у кого креатив зашкаливает, занимают посты лидеров различных школьных и юношеских объединений. Генерация необычных идей, нестандартные способы решения проблем и насущных задач делают их центром всеобщего внимания. Другие начинают проявлять себя в какой-то узкой специализации — становятся настоящими звёздами местного театрального кружка или изостудии.
На данном возрастном этапе существуют свои опасности. Ближе к 13 годам, на пороге подросткового кризиса, творческое мышление может сыграть плохую службу. В попытке доказать всем свою взрослость и самостоятельность и в силу юношеского максимализма такие дети начинают слишком ярко и яро демонстрировать своё видение мира — отличное от других. Всё это сопровождается агрессией и дерзким поведением. Здесь большое значение имеет поддержка родителей, которые могут направить всё это в нужное русло.
1С-Рарус
Способность создавать новые решения, находить оригинальные идеи, отклоняясь от принятых схем мышления, является одним из важных качеств в развитии бизнеса. Неординарность мышления помогает находить новые точки роста, использовать более эффективные подходы в работе и жизни.
Как любой скилл, креативность можно прокачать.
Для кого?
Для всех предпринимателей, наемных сотрудников, фрилансеров и начинающих, если вы считаете, что пора внести разнообразие в текущую действительность и научиться генерировать новые идеи вне зависимости от погоды и настроения.
В результате вы:
- получите набор инструментов для самостоятельного или группового использования при поиске идей,
- попрактикуетесь в решении открытых задач,
- получите рекомендации по развитию инновационной культуры у себя в компании,
- начнете формировать навыка гибкого мышления.
Лекцию ведет Виталий Микрюков, он же Ветас Разносторонний, основатель Творческого инкубатора Creative Happens, приглашённый преподаватель НИУ ВШЭ, эксперт в digital-маркетинге, блогер, исследователь методологий креативного мышления.
Что такое креативность
Давайте выясним, что же такое креативность и чем это свойство может помочь в карьере и жизни. Профессиональные психологи относят креативность к общим особенностям человека, связанным с творческими возможностями. Это способность видеть необычные детали в повседневных вещах, связь между несовместимыми понятиями и найти абсолютно свежий подход к решению надоевшей старой задачи.
Считается, что дети до подросткового возраста могут быть очень креативны, ведь у них еще не сложился шаблон восприятия мира. Дети не могут, да и не хотят подавлять свое творческое начало, вокруг них все играет яркими красками. Взрослея, люди все больше теряют способность мыслить нестандартно, погружаясь в мир обязанностей и шаблонов. Однако не все потеряно, существует несколько способов развить креативность в себе, научиться чувствовать новое каждую минуту жизни. Конечно, это не позволит стать величайшим художником или изобретателем, но жизнь заиграет яркими красками, да и скачок в карьере будет не за горами.
Формирование творческого мышления
Развитие творческого мышления включает применение множества методов. Как оно формируется?
- Тренинги.
- Индивидуальное совершенствование. Высокий уровень интеллекта позволяет наиболее полно раскрыть задатки и получить пользу. К примеру, при сформированном воображении возможно абстрагирование (как и развитие абстрактного мышления).
- Характер мышления, в данном случае — творческого, формируется и в процессе обучения. Требуется не только овладеть теорией, но и создать нечто, неизвестное науке до данного момента.
- Учащийся не только осваивает материал, но и участвует в предлагаемой познавательной деятельности. Применение своих суждений при решении задач делает методы развития творческого мышления все более совершенными.
Как развивать креативное мышление
Креативное мышление поддается развитию и улучшению. Считается, что творческий потенциал человека зависит от функционирования правого полушария головного мозга. Тогда, как левое отвечает за логику и аналитическое мышление. Также, правое полушарие задействовано в работе левой части тела. То есть, у левши должно быть лучше развито умение креативно мыслить.
В живой природе действует принцип обратной взаимосвязи. То есть, если от правого полушария зависит левая рука, соответственно, выполняя работу этой рукой, мы стимулируем развитие правого полушария. Никто не говорит, что нужно становиться левшой, но если дополнить ежедневную деятельность акцентом на левые части тела, то это позитивно скажется на творческом полушарии мозга.
Помимо данной хитрости, есть конкретные упражнения, направленные на развитие креативного мышления. О них мы поговорим дальше.
Нестандартный подход
Креативное мышление – это оригинальность во всем. Например, если мы начнем читать текст задом наперед, это заставит наш мозг действовать в непривычном ему направлении. Соответственно, разум выйдет из «зоны комфорта», начнет приспосабливаться к новым условиям. Дальше, еще сложнее – начинаем «переворачивать» понятия. Это как в новогодней игре для детей, когда необходимо их запутать. Говорим «елочка широкая» и расставляем руки, «узкая» – сближаем, «высокая» – встаем на носки, «низкая» – присаживаемся. Дети повторяют за ведущим. Дальше, он произносит слово, но делает наоборот. Например, «елочка» высокая, а сам присаживается. У детей начинается легкий ступор, но потом они приспосабливаются к неожиданным условиям и вновь начинают делать все правильно.
Игра «Белогривые лошадки»
Как и в мультике, необходимо пытаться увидеть какие-то образы вокруг. На что похожи облака? Какие фигуры формируют звезды? Еще интересно в вечернее время рассматривать на расстоянии многоэтажные дома. Ведь свет в их окнах горит не равномерно, также формируя определенные узоры. В общем, где бы человек ни был, он может рассмотреть какие-то очертания или контуры, которые покажутся похожими на что-то. Этот поиск помогает развить креативное мышление и содержательно провести время.
Онлайн тренажеры мозга
Не стоит думать, что Интернет или мобильные приложения только отвлекают человека от важных дел. Разработано много приложений, помогающих в улучшении умственной активности, в том числе развитии креативного мышления. Что особенно хорошо, так это возможность выполнения ежедневных заданий, позволяющих отслеживать динамику прогресса. Каждое упражнение делиться на определенное количество уровней, от самого легкого до наиболее сложного. Игрок способен сам ощутить позитивный эффект от выбранного приложения, поскольку ему постепенно начнут покоряться те уровни, которые до этого казались очень сложными.
Креативное мышление – неотъемлемый компонент интеллектуальной деятельности. У одних оно развито лучше, у других – хуже, но все-равно присутствует, поскольку является частью человеческой природы. Благодаря креативному мышлению мы смогли выделиться среди других живых существ. Зачастую это умение помогает нам обходить конкурентов по работе. Соответственно, развитие креативного мышления – первоочередная задача формирования личности, которая в совокупности с высокими моральными качествами позволяет стать человеком с большой буквы.
Что такое креатив
Креативность – навык создания чего-то нового, не используя
шаблоны и общепринятые схемы. Без него невозможно появление новых ярких идей, судьбоносных
открытий, действий, предметов и многого другого. Считается
парадоксально-загадочным феноменом и может выражаться в качестве постоянной
характерной черты или проявляться в определенных ситуациях.
Наличие креативного мышления позволяет человеку:
- находить выход из многих щекотливых ситуаций;
- успешнее других развивать бизнес, обходя
соперников; - раскрыть свой внутренний потенциал.
Креативные личности не умеют быть нудными и банальными. Это делает их собеседниками, с которыми приятно общаться. Кроме того, они уравновешенные и оставляют право за каждым человеком на индивидуальное видение мира.
Безусловно, между креативностью и творчеством много общего, но все же это различные понятия.
Так, к творческим людям относят художников, писателей модельеров, фотографов, которые реализуют себя посредством занятия творческой деятельностью.
Креативность является более материальным понятием и в большей степени присуща дизайнерам, рекламщикам, маркетологам, бренд-менеджерам.
Понятия творчества и креативности неразрывно связаны, ведь они включают в себя процесс творения, но с использованием различных инструментов для выражения.
Технология развития креативного мышления
Высокий
интеллект не является залогом креативности. Ученые Дж.Гилфорд, а также
Э.Торренс, в процессе исследования, в котором проводилась выборка из 140 тыс.
человек для выявления креативности, установили, что уровень интеллекта
показывающий наиболее высокие показатели, был чуть выше среднего. Одним из
главных критериев высоких показателей — это большой кругозор и
разнонаправленный тип мышления.
Для своих опытов они создали понятие «коэффициент креативности» (Cr), по аналогии с коэффициентом интеллекта (IQ). Приведем несколько примеров из тестов, которые могут оценить способность мозга к нестандартному мышлению.
Тест 1 «Дорисуй картину»
Дается 10 произвольных фигур. Необходимо в течении 10 минут их дорисовать. Чем оригинальнее и необычнее будет результат, тем выше способность нестандартного мышления.
Тест 2 «Нарисуй фигуру»
Дается фигура из цветной бумаги в форме яйца (цвет выбираете сами). Нужно дорисовать ее по вашему желанию. Разрешено добавлять любые детали, используя свою фантазию. После окончания необходимо назвать свой рисунок.
Тест 3
«Линии, следующие друг за другом»
Тестируемому дается рисунок из 30 пар вертикальных линий. Необходимо для каждой пары создать уникальный рисунок.
Оценка результатов и ключи к тестам
Оценка
проводиться по 5 параметрам: «разработанность», «оригинальность»
«абстрактность названий», «беглость» и последним идет «сопротивление
замыканию».
«Оригинальность»
— самый важный
критерий при оценке. Чем более оригинальны получившиеся рисунки, тем более
нешаблонно мышление испытуемого. Этот показатель подсчитывается по всем 3
тестам. Имеются определенные правила в подсчете:
- «обычные рисунки» оцениваются в 0 баллов, наиболее креативные — 1;
- оценка дается только за сам рисунок, название при этом исключается;
- общий результат за оригинальность — это сумма баллов за все рисунки.
Беглость — такой параметр используется для
оценки того, насколько человек способен быть продуктивным. Используется в
оценке тестов 2 и 3. Оценка дается по следующим правилам:
- сколько тестируемый нарисовал рисунков;
- сколько из них имеют достаточную степень адекватности (неадекватные рисунки исключаются из дальнейшей оценки и подсчетов).
«Абстрактность
названия» — умение вычленить главное, понять суть проблемы. Оценка дается
за результаты теста (баллы от 0 до 3):
0 — самые
простые названия, обычно они состоят из одного слова («банан», «река» и т.д.);
1 — описание
простыми словами самой картинки или того, что персонаж делает («Чижик», «Кот
пьет молоко»).
2 —
название образа, пробуждающие фантазию и рождающие образы («разбойник ветер»,
«задумчивая русалка» и т.д.);
3 —
интересные философские названия («мое настроение», «зачем гулять там, где дует
ветер»).
Оценивается только по результатам второго теста (от 0 до 2 баллов).
0 —
соединение линий было самым простым (использовались только прямые или косые
линии);
1 —
решение более оригинальное (лучше, чем получившаяся замкнутая фигура);
2 —
сложное замыкание фигуры, либо она не замыкается вообще, оставаясь открытой на
всем рисунке.
«Разработанность»
— насколько тестируемый умеет дорабатывать созданные идеи. Оценка дается по
всем трем тестам.
1 балл —
за существенную деталь, дорисованную к исходной фигуре. Например, у цветка есть
лепестки. Тестируемый нарисовал их 5 штук, начисляем за эту деталь один балл.
2 балла — за каждый набор дополнительных объектов от исходного. Например, нарисовано не одно облако, а несколько (за них начисляем 2 балла). 3 балла — при повторяющихся объектах, если в них дорисованы дополнительные детали, прибавляем еще баллы.
Подсчет
баллов
Выполнив все условия проведения тестов, баллы суммируются по оценочным критериям, а затем результат делиться на 5 и выводиться конечный результат:
- от 30 баллов — результат неудовлетворительный;
- до 39 — результат считается ниже установленной нормы;
- от 40 до 60 — нормальный уровень;
- от 66 до 70 — чуть выше нормального показателя;
- набранных баллов больше 70 — отличный результат.
Такое практическое руководство (наглядные тесты) дает возможность очень хорошо оценить уровень способности к решению сложных, нестандартных задач, понять насколько человек способен к креативности.
Возрастные особенности
Дошкольники
Деток, обладающих творческим мышлением, можно выделить из общей толпы ещё в детском саду. Они не любят выполнять синхронные, одинаковые движения вместе со всеми (например, на утренней зарядке) и придумывают свои. В игре они берут инициативу на себя, потому что просто разрываются от идей, как лучше распределить роли и что где разместить. Однако остальные ребята их часто не понимают, потому что те мыслят оригинальными образами. Вместо того, чтобы съесть яблоко на полдник, они обгрызают его таким образом, чтобы получилась какая-нибудь фигурка.
Однако не всегда можно распознать креативный потенциал в маленьком человечке. Часто они бывают скрытными, так как слишком сконцентрированы на своём внутреннем мире и образах. Выявить уровни творческого мышления дошкольников помогает сюжетное рисование.
Обычно тесты на определение уровня творческого мышления проводят у детей дошкольного возраста (5-6 лет), чтобы полученные данные могли использоваться в дальнейшем — при обучении в школе.
Начальная школа
С 1 по 4 класс творческое мышление младших школьников характеризуется следующими чертами:
- быстрое решение учебных задач (применение нестандартных способов);
- выявление потенциала в какой-то определённой сфере (музыка, литература, рисование, лепка);
- необычность суждений, свой взгляд на привычный мир;
- отказ от выполнения шаблонных заданий по образцу;
- невнимательность на уроках.
Главная задача педагогов и родителей на данном этапе — распознать творческий потенциал ребёнка и направить все силы на его развитие. Если в начальной школе момент будет упущен, в дальнейшем эти способности могут так и остаться нереализованными. Как говорят психологи, именно здесь человечество теряет больше всего великих художников, музыкантов и поэтов.
В начальной школе также важно отделить «зёрна от плевел». В этом возрасте у многих детей разыгрывается фантазия, и происходит подмена понятий
Воодушевлённые россказнями своего талантливого чада родители начинают видеть в нём великого писателя, который в будущем станет непревзойдённым фантастом. На самом же деле это выдумки, основанные чаще всего на компьютерных играх и фильмах. Никакой креативности, чего-то уникального там нет. В психологии воображение (тесно связанное с творческим мышлением) и фантазия — совершенно разные понятия.
Среднее и старшее звено
В среднем и старшем звене с творческим потенциалом становится всё гораздо яснее. Подростки уже способны на самоопределение без указки взрослых. Те, у кого креатив зашкаливает, занимают посты лидеров различных школьных и юношеских объединений. Генерация необычных идей, нестандартные способы решения проблем и насущных задач делают их центром всеобщего внимания. Другие начинают проявлять себя в какой-то узкой специализации — становятся настоящими звёздами местного театрального кружка или изостудии.
На данном возрастном этапе существуют свои опасности. Ближе к 13 годам, на пороге подросткового кризиса, творческое мышление может сыграть плохую службу. В попытке доказать всем свою взрослость и самостоятельность и в силу юношеского максимализма такие дети начинают слишком ярко и яро демонстрировать своё видение мира — отличное от других. Всё это сопровождается агрессией и дерзким поведением. Здесь большое значение имеет поддержка родителей, которые могут направить всё это в нужное русло.
Планерка
Онлайн-школа креативного мышления «Планерка» основана практиком-психологом Сергеем Давиденко. Благодаря 15-ти годам работы во фрилансе, Сергей получил колоссальный опыт и теперь делится своими советами в авторских курсах.
Обучающие программы Сергея построены на 4 основополагающих принципах: свобода в выборе собственной реализации, креативность, искусство общения и методология обучения. Цель его проекта — помощь в поиске и активизации глубинных творческих ресурсов для достижения успеха и обретения яркой, полноценной жизни.
Креативность и творческое мышление — то, что отличает по-настоящему свободного человека от остальных. В онлайн-курсах школы «Планерка» слушатели учатся развивать креативность и использовать внутренний потенциал для решения своих главных жизненных задач.
«Мозговой штурм» и синектика
Работа в группе – всегда серьёзный толчок для творческого развития, особенно когда работа ведётся над одной проблемой. Для этого во многих компаниях сотрудники часто собираются на «мозговой штурм», чтобы выдвинуть как можно больше идей решения вопроса. Из множества предложений, какое-нибудь обязательно окажется подходящим, таким образом задача будет решена.
«Синектика» возникла на основе «мозгового штурма», но рассматривается как более профессиональная деятельность. Она помогает решить проблему с помощью моделирования ситуации, метафор и аналогий. Например, танки столкнулись с проблемой преодоления рва, их размера не достаточно для переправы. Аналогия: муравьи, сталкиваясь с проблемой переправы, образуют «живой мост», держась друг за друга. По этой модели придумали крепление между танками, так чтобы под тяжестью товарищей танк мог зависнуть в воздухе до преодоления рва.
Развитие детей
Постарайтесь оградить детей от стереотипов. Родителям
необходимо:
- дать ребенку право на ошибки, без которых невозможно создание нового;
- перестать постоянно контролировать малыша. Пусть он самостоятельно и без подсказок взрослых рисует, творит, пробует что-то новое. При необходимости он сам попросит о помощи;
- дать свободу выбора. Ребенок способен сам определиться, в каком кружке заниматься или во что одеться;
- не давить на ребенка. Обычно чрезмерные ожидания не оправдывают себя, а только отбивают стимул к занятию;
- не сравнивать малыша с его друзьями или другими детьми. Он должен быть уверен в вашей любви в любой ситуации.
Любое действие должно совершаться с удовольствием, что важнее совершенства. Забудьте слова «правильно» и «неправильно», и пусть ребенок исследует, ошибается, рискует, чувствует себя свободным в осуществлении творческих замыслов.
Креативное мышление для всех?
Креативное мышление доступно всем. Чтобы им воспользоваться, нужно:
- Тренировать его несколько минут в день различными упражнениями. Они представлены выше.
- Отключить внутреннего критика, который отвергает всё новые и необычные пути решения.
- Отключить внутреннего родителя, который мешает ребенку поступать импульсивно и генерировать самые простые решения.
- Не зацикливаться на одном, искать разные пути, разные решения. Подключить фантазию.
- Развивать своё творческое Я. Найти хобби и увлечения, которые помогут раскрыть все потенциалы.
- Мыслить проще, не пытаться найти сложные решения. Отключить логику и включить интуицию.
- Искать подсказки в предметах, в окружающей среде, в словах, в ассоциациях. Мозг сам подскажет тебе верное решение.
Фото: @pixabay
- Делиться с кем-то. Смотреть на ситуацию со стороны, принимать любые идеи, обдумывать их, пробовать что-то новое.
- Менять привычные пути, действовать порой импульсивно. Чаще искать новые способы и решения одной и той же ситуации.
Креативно мыслить – значит видеть мир таким, какой он есть. Не искажая его, не пытаясь перевернуть или додумать что-то.
Латеральное мышление Эдварда де Боно
Эдвард де Боно родился на Мальте в 1933 году. Доктор медицины, имеет степень по психологии, физиологии, является разработчиком концепции латерального мышления.
В своей схеме Эдвард де Боно делал попытки нахождения латерального мышления, отделяющегося от других видов мышления, имеющего отличительные черты от логического и горизонтального мышления. Учебник «Латеральное мышление» де Боно содержит описание наиболее эффективного способа мышления, помогающего развитию продуктивности творчества, созданию новых неповторимых идей. Инструментом получения таких способностей, считает Эдвард де Боно и является латеральное мышление.
Определенное место в разработанной схеме де Боно занимает память человека. Это среда сознания находится в постоянном развитии, но ограничивается своими объемами. Латеральное мышление Эдвард де Боно воспринимает, как креативность и чувство юмора, которое используется, как логическое мышление.
Латеральное мышление похоже на выработанную привычку человека мыслить по-другому. Созданы условия развития этого навыка, которые постоянно применяются на практике. Эти методы, описанные в книге де Боно, не созданы им, а позаимствованы у Филипа Котлера. Они известны и используются уже давно, Эдвард де Боно переделал их под свое видение, объясняя способы их работы. Предыдущая статьяПредыдущаяСледующая статьяСледующая
О работе и важных качествах
Меня воспитывали в очень простой логике: если не можешь себе что-то позволить, не можешь что-то купить и продолжаешь хотеть — сделай это сам. В таком режиме я смастерил себе свое первое пианино, потом сделал себе футбольный мяч и так далее.
Если говорить в общем, в любых моих заказах, контрактах нужно было найти красивое решение реально существующей проблемы. И если спросить, чем я отличался от других людей (потому что очевидно, что я не один в этой отрасли работаю), это, наверное, мой трудоголизм. Наверное, кому-то повезло и они родились очень умными; я же родился с достаточно средними интеллектуальными способностями, поэтому приходилось брать другим.
И к этому я добавляю навыки критического мышления. Часто люди считают, что они обладают критическим мышлением, потому что умеют все критиковать, но, конечно, под этим качеством понимается совсем другое. Я всегда говорю, что недостаточно просто критического мышления, нужно конструктивное критическое мышление. Критикуешь? Предлагай!
Ведь каждый может сказать, что, мол, вот тут у вас все плохо сделано и тут почему-то болтается. Но хороший человек должен сказать иначе: «У вас тут почему-то болтается — попробуйте сделать вот так. Может не сработать, но это идея». И это правильный подход — помогать разработать более удачное решение. Иначе креатор может легко уткнуться в стену непонимания, отсутствия поддержки, депрессии.
Но наиболее важным параметром я считаю творческое мышление — это, по сути, главная тема нашей с вами встречи. Как вы понимаете, творчество рождается в процессе, здесь тоже нужна практика. И мое преимущество, как мне кажется, всегда находилось где-то на стыке трудоголизма, конструктивной критичности и креативности.
Может быть, вы читали в свое время книжку прекрасного исследователя Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления». Так вот, крупная проблема многих компаний, и в каком-то смысле невидимая, — то, что я называю неадекватным мышлением. Но ведь нельзя же просто прийти в какую-нибудь компанию и сказать: «Вы не умеете думать», — на тебя сразу все обидятся и выставят за дверь. Эту мысль нужно доносить, найти какой-то позитивный, вежливый способ ее передать, потому что большинство людей не готовы к такому откровению. Я стараюсь говорить примерно так: мол, если мы научимся думать еще эффективнее, мы поменяем мир, люди станут счастливее, наши продукты будут лучше продаваться, мы будем зарабатывать больше денег. Таким образом я передаю им свою идею, что мыслят они пока что плоховато.
Мы пытаемся найти какую-то истину, опираемся только на логику, на рацио. Мы в каком-то смысле заложники греческой традиции Сократа и Платона, которые приучили нас, что правильные решения можно найти только через поиск правды. А ведь это не обязательно так. Установление какой-то единственной правды может быть очень интересным делом, но не самым продуктивным. Возможно, у заявленной проблемы есть не одно единственно верное, а десятки классных решений, а последовательный, линейный, в каком-то смысле редуктивно-дедуктивный подход к поиску может вывести нас только на одно решение.
Я часто использую аббревиатуру EBNE, которую придумал упомянутый де Боно, Excellent But Not Enough — прекрасно, но недостаточно. Например, какой-нибудь Skrillex говорит: «Хочу какое-то крутое шоу, где все будет очень красиво, но готовиться не буду» (потому что такой вот характер), и ты понимаешь: все должно быть здорово и структурировано, но репетировать с ним нельзя. Что мы делаем в таких ситуациях? Садимся и пытаемся найти решение.
Обычно, когда вы проводите подобные групповые обсуждения, наверняка кому-то в голову приходит умная мысль и он говорит: «Класс, ребята, мы придумали решение!» Но нельзя на этом останавливаться, ведь пока что это как раз такое EBNE-решение: классное, но недостаточное. Спасибо, здорово, что решение придумано, но оно не единственное, продолжаем работать. Когда вы продолжите, найдутся еще более классные и нелогичные решения, то есть не вытекающие из какого-то логического построения, и это не плохо. Латеральное мышление помогает нам находить какие-то идеи, не лежащие на торной логической дороге.