§ 2. сферы общественной жизни

Содержание:

Отсутствие единой классификации

Считается, что для теории труда требуется психологическая классификация. Также она необходима и для практических исследований. Многие анализы и исследования могли бы осуществляться намного быстрее в том случае, если бы уже существовала определенная типология профессий. Но на сегодняшний день нет единого подхода к классификации человеческой деятельности.

Главный недостаток многих из них заключался в том, что они исходили из преобладания определенного психического процесса в конкретном виде деятельности

Кроме того, были предложены классификации по таким критериям, как внимание и интеллектуальная деятельность, но это всего лишь односторонний подход

Предпринимались попытки создать классификацию областей и видов профессиональной деятельности по видам машиностроения, промышленности, металлургии и сельскому хозяйству. Но такое подразделение не может быть психологическим, так как в каждой отрасли существует довольно большое разнообразие типов труда, которые кардинально отличаются друг от друга.

Виды культуры

Многообразие культур можно классифицировать по-разному. В зависимости от того, кто создаёт культуру, различают массовую, элитарную и народную культуры.

Культура может подразделяться на материальную и духовную в зависимости от результатов деятельности человека.

По вероучению различают христианскую, исламскую, иудейскую, буддийскую культуры. Такая культура присуща определённым религиям и религиозным учениям: христианству, исламу, буддизму.

По носителю культуры различают мировую и национальную (этническую) культуры. В рамках национальной культуры выделяют отдельные сферы – субкультуры и контркультуры.

Массовая культура

Массовая культура носит развлекательный характер и направлена на получение прибыли. Она проста в изложении и благодаря этому доступна всем. Продукты такой культуры создаются специалистами с учётом востребованности и популярности того или иного явления на данный момент (например, жёлтая пресса, развлекательная литература, поп-музыка, реклама, мода).

Элитарная культура

Для элитарной культуры характерна сложность содержания. Она создаётся представителями высших слоёв общества (элитой) либо по их заказу. Произведения культуры нешаблонные, уникальные и ориентированы на элиту. Такие произведения доступны для понимания преимущественно ценителям, знатокам и высокообразованным людям. Примером могут служить артхаусное кино, высокоинтеллектуальная литература.

Народная культура

Создатели такой культуры неизвестны. Произведения характерны для определённых народов, наций. Они передаются следующим поколениям, как правило, в устной форме (например, фольклор, народные инструменты, народные традиции, народная медицина).

Материальная культура

Под материальной культурой понимаются искусственно созданные человеком предметы, материальные ценности – вещи, изделия, устройства, сооружения. В качестве примера можно привести книги, постройки, украшения, одежду, пищу, орудия труда, картины и т. д.

Духовная культура

Под духовной культурой понимается совокупность нематериальных элементов, созданных человеком. К ним можно отнести религию, нормы, церемонии, ритуалы, язык, мифы, знания, обычаи, мораль, научные теории и т. д.

Мировая культура

Мировая культура – это результаты творческой деятельности всех национальных культур различных народов. По географическому признаку всю мировую культуру можно разделить на европейскую, азиатскую, африканскую, латиноамериканскую, североамериканскую куль­туры.

Национальная (этническая) культура

Национальная или, как её ещё называют, этническая культура представляет — это материальные и духовные ценности одной нации или этнической группы. Такая культура совмещает в себе культуры различных социальных слоёв, этнических групп или наций, характеризуется единством территории, государственностью и общностью экономической жизни.

Субкультура

Субкультура — это культура чётко определённой социальной группы внутри определённого общества. У этой группы свои убеждения, взгляды на жизнь и поведение, отличное от широкой публики. Можно выделить молодёжные (например, эмо, готы, панки), криминальные (например, гопники), религиозные и даже профессиональные субкультуры (присущие определённым религиозным верованиям и профессиям соответственно).

Контркультура

Контркультура обозначает такую особую сферу культуры, которая не просто отличается от господствующей культуры, но находится в конфликте с основными её ценностями, нормами, моралью. Представители контркультур отвергают устоявшиеся принципы и нормы (например, хиппи в США или стиляги в СССР).

Духовная сфера

Данная сфера является наиболее обширной и включает все нематериальные ценности, имеющие значение для общественной жизни. Основными её составляющими являются:

  • искусство (музыка, кино, литература, живопись и прочие сферы, ориентированные на эстетическую, а не практическую ценность);
  • религия (мировоззрение, базирующееся на вере в определенные сверхъестественные силы);
  • мораль (система общепринятых норм поведения и представлений о добре и зле);
  • наука (изучение закономерностей существования мира);
  • образование (процесс воспитания и обеспечения людей необходимыми знаниями).

Духовная сфера не связана с удовлетворением повседневных потребностей человека. Она направлена на развитие, совершенствование или получение эстетического удовольствия.

Потребности, относящиеся к духовной сфере, не являются биологическими и не даны человеку от природы. Согласно теории Маслоу, они формируются у него благодаря социализации и проявляются только тогда, когда базовые биологические потребности удовлетворены.

Интересно, что духовная деятельность приносит человеку удовольствие и когда он производит духовные ценности, и когда он потребляет (читает, изучает) духовные ценности, произведённые кем-то другим.

Виды деятельности людей

Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.

  1. Практическая форма включает себя преобразование материального, вещественного мира (природа и общество). Например, производство товара или строительство. Практическую деятельность подразделяют на: Материально-производственную — объект природа, а результат — материальные блага.
  2. Социально-преобразовательную — объект общество, а результат — изменение общественных отношений.

Духовная направлена на изменение (формирование) человеческого сознания (того, чего нельзя потрогать). Сюда относятся такие сферы деятельности, как: кино, художественное искусство, театр, музыка, танцы, религия (что это?) и т.д. К ее подвидам относятся:

  1. Познавательная деятельность, результатом которой являются знания.

Ценностно-ориентировочная, в результате которой формируется мировоззрение человека.

Прогностическая — это планирование или предвидение возможных изменений действительности.

Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).

Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).

Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.

  1. Игровая – ведущая деятельность у детей, цели как таковой нет (важен сам процесс), является способом познания мира. В игре, через имитацию действительности осуществляется познание окружающего. Она носит условный характер (разыгрываются воображаемые ситуации), но в ней выполняются определенные правила и нормы.

    Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.

  2. Учебная – приобретение навыков и раскрытие способностей, которые помогут жить более счастливой, комфортной и успешной жизнью. Учеба не всегда может быть целенаправленной. Зачастую человек приобретает знания стихийно (из ТВ, кино, книг, интернета). Ученик не создает новых знаний, а лишь осваивает имеющиеся.
  3. Трудовая – взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на создание общественно-полезного продукта (материальных и духовных), способствующих повышению уровня жизни социума. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство. Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающих мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.
  4. Деятельность общения – направлена на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. Особенность состоит в том, что тут требуется партнер (равноправный субъект общения) и использование речи (языка). Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других).
  5. Творческая – любой вид деятельности, который приводит к уникальному результату (создание нечто качественно нового). Отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью идей. Важными состовляющими для творчества являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия. Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение.

Основные виды сфер деятельности

Первая сфера деятельности — политическая, она подразумевает работу в государственных структурах. Люди политики от рождения склонны к манипуляциям, они раскрывают свой потенциал через управления людьми. Они стремятся к власти, реализуя себя через это.

Следующая сфера — это бизнес, которая, в свою очередь, подразделяется на несколько отдельных сфер: коммерческий бизнес, финансовый бизнес, производственный бизнес, посреднический и страховой бизнес. Производственный характеризуется непосредственно производством товаров. Предоставлением услуг и осуществлением разнообразных работ, как правило, занимаются коммерческие организации. Финансовая сфера включает деятельность банков, фондовых бирж и финансовых компаний, осуществляющих операции с ценными бумагами, валютные операции и инвестирование. Люди, занимающиеся в сфере бизнеса — это люди конкретных дел или поступков, для которых результат должен быть выражен в материальной форме и быть конкретным и ощутимым. Они стремятся к захвату все большей доли рынка и открытию постоянно разных бизнесов.

К третьей сфере можно отнести обучение, то есть воспитательскую и преподавательскую деятельность. Учитель — это тот человек, который способен воспитывать и поддерживать личность другого человека, то есть сам должен быть очень здоровой и крепкой личностью, любить учить, наставлять, выявить и поддерживать лучшие стороны ученика, исходя из его индивидуальности.

Еще одна сфера деятельности — искусство и творчество. Тут самовыражаются артисты, художники, режиссеры, писатели, композиторы и другие. Сюда же можно отнести и сферу науки, которая включает работу исследовательских институтов и высших учебных заведений. Люди искусства, как правило, живут эмоциями, которые они выражают через искусство. Другими словами, это осознанная передача своих тонких состояний людям через различные формы творчества. Человек искусства постоянно пробует новые формы самовыражения в разных видах искусства. А наука в наше время привязана к экспериментам в материи. Такие люди занимаются изучением и выведением закономерностей по аналогии через интуицию, то есть это работа с прямым знанием о процессах творения мира.

И, наконец, последняя сфера — медицина, которая предполагает деятельность различных медицинских организаций. Люди, занимающиеся медициной — это люди-живчики, с большим количеством энергии. Сюда можно отнести и воинов, ведь оздоровительная гимнастика пошла из боевых искусств.

Разграничение сфер общественной жизни происходит вследствие определенных потребностей человека:

  • базовые потребности;
  • материальные потребности;
  • потребности в общении с другими людьми;
  • потребности в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, в законе и порядке;
  • потребности в самореализации, самоутверждении, в добре, истине и красоте, в нравственном совершенствовании.

Деление на четыре сферы общественной жизни считается условным. Можно назвать и другие: наука, художественно-творческая деятельность, расовые, этнические, национальные отношения. Однако именно эти четыре сферы в рамках школьной программы по обществознанию выделяют как наиболее общие и значимые.

Краткий минимум, который надо знать про ОКВЭД

  1. Коды ОКВЭД — это цифровое обозначение видов деятельности, которые заявитель указывает в заявлении о регистрации ИП или ООО.
  2. Указать в заявлении надо хотя бы один код деятельности, максимальное количество кодов ОКВЭД теоретически ничем не ограничено.
  3. Нет смысла указывать в заявлении как можно больше кодов (на всякий случай), т.к. при регистрации ИП среди них могут оказаться те, для ведения которых дополнительно к обычному пакету документов надо предъявить справку об отсутствии судимости.
  4. Если вы выбрали специальный налоговый режим, то при выборе кодов ОКВЭД необходимо учитывать ограничения по видам деятельности на этом режиме.
  5. При наличии работников основной вид деятельности надо подтверждать в ФСС до 15 апреля: для организаций ежегодно, для ИП только в случае изменения основного кода, т.к. от этого зависят тарифы страховых взносов на работников.
  6. Ответственности за деятельность по неуказанным кодам ОКВЭД не предусмотрено, но за несвоевременное (в течение трех дней) сообщение об изменении кодов может быть наложен административный штраф до 5 тыс. рублей.
  7. При отсутствии у вас или вашего контрагента соответствующих кодов ОКВЭД возможны налоговые споры, с отказом уменьшать налоговую базу или применять другую налоговую льготу по сделке.

Элементы социальной сферы

У социальной сферы сложная структура, она состоит из наций, групп и классов.

Нация — общность людей, которая возникла на базе общего языка, территории, экономической жизни, психического склада, и проявляется в общности культуры.

Группа — совокупность людей, которые взаимодействуют друг с другом и воспринимаются другими как некое сообщество.

Классы — большие социальные группы, которые формируются и функционируют на основе определенных социальных интересов и при этом различаются по роли во всех сферах жизнедеятельности общества.

Перечислим элементы социальной сферы:

  • этническая составляющая (народ);

  • территория (страна, город, поселок);

  • разделение на классы, которое возникает из-за неравенства доходов и уровня жизни, разделения труда;

  • экономическая составляющая, которая основана на доходах членов общества и регулируется степенью доходов граждан страны;

  • профессионально-образовательная составляющая — когда различие между людьми проявляется по социально-профессиональному признаку (умственный или физический труд) и по уровню образования (среднее, высшее);

  • семейно-брачная составляющая (брак, общая бытовая жизнь, взаимопомощь, ответственность);

  • демографическая составляющая, к которой относятся:

    • учет численности населения;
    • уровень смертности;
    • уровень рождаемости;
    • процентное соотношение полов;
    • половозрастной состав.

Страховые взносы и НДФЛ с компенсации не платят

Компенсация за разъездной характер работы не облагается ни страховыми взносами, ни НДФЛ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ, подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.

Как и любые другие расходы в налоговом учете, расходы на компенсацию должны быть документально подтверждены.

Ровно об этом же написал Минфин России в письме от 17.01.2019 № 03-15-05/1909. Основная мысль которого состоит в том, что суммы компенсаций, выплачиваемых работникам в связи с разъездным характером работы, не облагаются страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц, при условии документального оформления таких расходов.

Если следовать позиции Минфина России, расходы работника на служебные поездки не нужно облагать страховыми взносами и НДФЛ, если такие расходы предусмотрены в документах компании. Во-первых, условие о разъездном характере работы обязательно должно быть предусмотрено в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре. Во-вторых, каждый расход должен быть подтвержден документом.

Если у компании не будет необходимых локальных актов или работник не предоставит подтверждающие документы, бухгалтер принять эти расходы к учету не сможет. ИФНС не признает эти расходы, доначислит налоги и, соответственно, штрафы и пени. По мнению чиновников, что вполне логично, нет документов, подтверждающих расходы работников – нет компенсационного характера данных выплат.

Расходы на выплату компенсации работникам, чья работа носит разъездной характер, признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета. Это предусмотрено пунктами 5 и 16 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.

До того момента, как работник сдаст авансовый отчет, и он будет утвержден директором, денежные средства, выданные работнику, считаются авансом. Эти суммы нужно отражать в учете, как дебиторскую задолженность работника по правилам пунктов 3 и 16 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.

Поездки работников, постоянная работа которых носит разъездной характер, служебными командировками не считаются. Об этом говорится в части 1 статьи 166 Трудового кодекса РФ. Соответственно к этой работе нельзя применять нормирование суточных.

Классификация по признаку трудовых целей и орудий труда

В рамках каждого типа профессий из вышеприведённой современной классификации выделяют три группы по признаку целей труда:

  • Гностические виды профессиональной информационной деятельности, т. е. профессии, к которым относят дегустаторов, контролеров, социологов, корректоров, искусствоведов и так далее.
  • Преобразующие профессии в лице мастеров-животноводов, токарей, учителей, бухгалтеров, цветоводов-декораторов и тому подобное.
  • Изыскательские профессии, к которым относят летчиков-наблюдателей, инженеров-конструкторов, воспитателей, программистов, и также тех, кто предпочитает виды профессиональной деятельности человека с использованием технических средств.

Каждый из предыдущих классов профессиональной деятельности разделяют на четыре типа по виду профессиональной информационной деятельности человека с использованием основных инструментов труда:

  • Специальности ручного труда, к которым относят контролеров слесарных работ, лаборантов химического анализа, ветеринаров, слесарей и так далее.
  • Профессии, имеющие отношение к машинно-ручному труду, например токари, водители автомобилей, машинисты экскаваторов и тому подобное.
  • Профессии, которые связаны с использованием автоматизированных систем. К ним относятся операторы станков с программным управлением, авиадиспетчеры и так далее.
  • Специальности, которые связаны с преобладанием функциональных средств деятельности, например актеры, акробаты и тому подобное.

Связь народной культуры с массовой и элитарной. Примеры

В традиционном обществе народная культура играла важнейшую роль, поскольку элитарная культура была доступна лишь немногочисленной аристократии и духовенству, а массовой культуры еще не существовало.

В индустриальном и постиндустриальном обществе значение народной культуры резко снижается. Однако полностью она не исчезает. Более того, возникает новый городской фольклор — анекдоты, легенды, дворовые песни. Создаются новые приметы и обычаи.

Даже интернет-мемы в каком-то смысле продолжают традиции народной культуры: их творцы анонимны и обезличены, приемы и темы повторяются из раза в раз.

Массовая культура порой имитирует формы народной, усваивает ее мотивы и приемы. Так, модельеры могут использовать народные узоры в своих коллекциях, а музыканты — элементы народных песен. Пример — фолк-группа «Бурановские бабушки», представлявшая Россию на «Евровидении» в 2012 году и занявшая там второе место.



Элитарная культура также может черпать вдохновение из народной. Например, сохранился записанный М. Ю. Лермонтовым текст народной песни «Татарский полон» («Что в поле за пыль пылит, / Что за пыль пылит, столбом валит? / Злы татаровья полон делят, /То тому, то сему по добру коню»). Эта запись отличается от других известных вариантов данной песни. Возможно, Лермонтов подверг текст обработке и планировал использовать его в одном из своих исторических произведений.

Интерес поэта к народной культуре проявился и в «Песне про купца Калашникова»: поэма написана в псевдонародном стиле.

А бывает и наоборот — произведения элитарной культуры становятся «народными». Например, колыбельная «Спи, младенец мой прекрасный» исполняется на стихи Лермонтова (сам он при написании вдохновлялся казачьей песней). А вот автор самого популярного мотива к этой колыбельной неизвестен, и это сближает песню с подлинно народными произведениями.

Понятие социальной сферы

В широком смысле социальная сфера жизни общества — это система, которая создана для удовлетворения материальных и духовных человеческих потребностей.

Социальная сфера включает в себя:

  1. Образовательные и воспитательные учреждения: детские сады, школы, кружки по интересам, колледжи, университеты.

  2. Организации, которые занимаются медицинским обслуживанием: больницы, госпитали, поликлиники, медицинские центры, лаборатории.

  3. Культурные организации: музеи, дома культуры, парки культуры и отдыха, цирки, театры, концертные залы, ботанические сады, галереи.

  4. Спортивные организации: спортивные клубы, футбольные и хоккейные лиги, спортивные школы, секции, центры.

  5. Социальное обеспечение: организации, которые оказывают материальную помощь старикам, лицам, лишившимся трудоспособности, матерям-одиночкам, безработным, лицам без определенного места жительства.

  6. Общественное питание.

  7. Коммунальное обслуживание: водоканал, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство, электростанции.

  8. Пассажирский транспорт, связь.

Благодаря многочисленным организациям социальная сфера общественной жизни обеспечивает условия труда и отдыха, заботится о физическом развитии человека, его здоровье, образовании.

В узком смысле социальная сфера — это демографические группы населения, которые различаются между собой по возрасту, полу, личным особенностям. Что относится к социальной сфере в этом случае: старики, дети, подростки, мужчины, трудоспособные граждане, женщины, пенсионеры.

Теперь мы знаем, что входит в социальную сферу. Продолжим изучать задачи, функции, элементы и виды соцсферы общества.

Виды деятельности людей

Все виды делятся по способу осуществления на материальные (практические) и духовные.

  1. Практическая форма включает себя преобразование материального, вещественного мира (природа и общество). Например, производство товара или строительство. Практическую деятельность подразделяют на:

    1. Материально-производственную — объект природа, а результат — материальные блага.
    2. Социально-преобразовательную — объект общество, а результат — изменение общественных отношений.
  2. Духовная направлена на изменение (формирование) человеческого сознания (того, чего нельзя потрогать). Сюда относятся такие сферы деятельности, как: кино, художественное искусство, театр, музыка, танцы, религия (что это?) и т.д.

    К ее подвидам относятся:

    1. Познавательная деятельность, результатом которой являются знания.
    2. Ценностно-ориентировочная, в результате которой формируется мировоззрение человека.
    3. Прогностическая — это планирование или предвидение возможных изменений действительности.

Эти виды связаны между собой (практическая и духовная).

Например, результаты духовной деятельности (музыка, научные достижения) запечатлены при помощи практической формы (печать нот, издание книг). Ну а практическая форма, в свою очередь, невозможна без духовной (идеи).

Другая классификация видов деятельности основана на способах формирования человека как личности. Психологи выделили несколько видов деятельности.

  1. Игровая – ведущая деятельность у детей, цели как таковой нет (важен сам процесс), является способом познания мира. В игре, через имитацию действительности осуществляется познание окружающего. Она носит условный характер (разыгрываются воображаемые ситуации), но в ней выполняются определенные правила и нормы.Это единственный вид деятельности, который свойственен не только людям, но и животным.
  2. Учебная – приобретение навыков и раскрытие способностей, которые помогут жить более счастливой, комфортной и успешной жизнью. Учеба не всегда может быть целенаправленной. Зачастую человек приобретает знания стихийно (из ТВ, кино, книг, интернета). Ученик не создает новых знаний, а лишь осваивает имеющиеся.
  3. Трудовая – взаимодействие человека с окружающим миром, направленное на создание общественно-полезного продукта (материальных и духовных), способствующих повышению уровня жизни социума. Составляющими труда являются знания и умения человека, а также его мастерство.

    Труд осуществляется по необходимости, но при этом преобразует окружающих мир. Он направлен на получение общественно-полезного результат, в отличие от игры, в которой главное — это процесс.

  4. Деятельность общения – направлена на обмен информацией, эмоциями, чувствами, оценками и конкретными действиями. Особенность состоит в том, что тут требуется партнер (равноправный субъект общения) и использование речи (языка).

    Общение помогает человеку стать личностью, формировать коммуникативные навыки, выражать себя, получать новые знания (этот вид присутствует во всех других).

  5. Творческая – любой вид деятельности, который приводит к уникальному результату (создание нечто качественно нового). Отличается неповторимостью, оригинальностью и уникальностью идей.

    Важными состовляющими для творчества являются интуиция (предвосхищение результата), воображение и фантазия. Творчество включено практически во все виды деятельности человека, так же как и общение.

Виды сфер деятельности

Первая сфера – политическая, подразумевающая работу в госструктурах. Ко второй относится бизнес. Эта сфера, в свою очередь, подразделяется на несколько отдельных сфер: производственный бизнес, бизнес, финансовый бизнес, посреднический бизнес и страховой. Производственный заключается в непосредственном производстве товаров. Чаще всего предоставлением услуг и осуществлением разнообразных работ занимаются коммерческие организации. Во втором случае речь идет о торговых организациях и/или товарных биржах, занимающихся покупкой и продажей товаров.

Финансовая сфера включает деятельность банков, фондовых бирж, финансовых компаний, осуществляющих валютные операции, операции с ценными бумагами и инвестирование. Посреднический бизнес предполагает осуществление посреднических услуг коммерческими организациями. В последнем случае речь идет о компаниях, оказывающих страховые услуги.

К третьей сфере относится обучение, то есть воспитательская и преподавательская деятельность.

К четвертой — искусство и творчество. В этой сфере самовыражаются артисты, художники, писатели, режиссеры, композиторы и другие. Еще одной отдельной сферой является наука. В этой сфере работают исследовательские институты и высшие учебные заведения.

И завершает список медицина, предполагающая деятельность различных медицинских организаций.

Результат деятельности

Результат – это итоговая ситуация, где изначально осознанная потребность удовлетворена.

Вы хотели сделать ремонт: накопили денег, купили материалы, выполнили задуманное и теперь наслаждаетесь новыми обоями и обстановкой.

Но может случиться и так, что потребность остается неудовлетворенной либо удовлетворенной частично.

В таком случае необходимо пересмотреть всю цепочку деятельности с самого начала:

  1. возможно, потребность была осознанна не до конца или была псевдопотребностью (вам казалось, что она ваша личная, а на самом деле это влияние кого-то из близких);
  2. возможно, что мотив был сформирован не совсем верно (хотели что-то кому-то доказать, но такие стремления не приносят настоящего счастья);
  3. цель также может быть выстроена нечетко (хотели мужа непременно с усами, а он без усов);
  4. несоизмеримые с целью средства тоже мешают достичь нужного результата (читайте в пункте Средства);
  5. либо на результат повлияли неправильные действия (надо было красить вдоль, а вы делали это поперек, что испортило конечный результат).

» alt=»»>

В заключение, еще раз повторим, что деятельность не существует без человека и человек без деятельности.

Наши далекие предки стали разумными именно в тот момент, когда взяли в руки палку и стали с ее помощью что-то делать. Палка обрела свое применение, человек нашел в ней смысл и начался долгий процесс эволюции, длящийся по сей день.

Автор статьи: Коваленко Лилия Сергеевна (психолог)

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

  • https://psylogik.ru/151-vidy-dejatelnosti.html
  • https://bizsovet.com/story/kakie-sfery-deyatelnosti-byvayut/
  • https://ktonanovenkogo.ru/voprosy-i-otvety/deyatelnost-chto-ehto-takoe-vidy-struktura-cheloveka.html

Политический режим

Это комплекс приёмов управления страной, характер взаимоотношений власти и народа. Обычно выделяют три типа режима — тоталитарный, авторитарный и демократический.

Тоталитаризм

При тоталитарном режиме (от латинского totalis — «полный») государство стремится контролировать все сферы жизни людей. Основной принцип — «запрещено всё, что не разрешено». В стране объявлена легальной только одна политическая партия, критиковать её запрещено законом. Любой контент (вплоть до личной переписки) проверяется государством на «инакомыслие». Частная жизнь людей находится под наблюдением спецслужб, в обществе поощряются взаимная слежка и доносы. Оппозиция отсутствует или загнана в глубокое подполье. Неповиновение режиму карается. Власть запугивает население, чтобы обезопасить себя. 

В первой половине XX века было немало тоталитарных государств — фашистская Италия, нацистская Германия, СССР при Сталине. В наше время такой режим сохраняется в КНДР.     

Авторитаризм

Это слово происходит от латинского autoritas — «влияние, власть, мнение». Принцип авторитарного режима — «разрешено всё, кроме политики». При авторитарном режиме власть, как правило, принадлежит единоличному диктатору. Значение парламента несущественно, а оппозиция, если и существует, то не имеет реальной силы. Любые угрозы действующей власти немедленно уничтожаются.

Главное отличие авторитарного режима от тоталитаризма — больше свободы. Власть жёстко контролирует только политическую сферу. Кроме того, если тоталитарный режим открыто терроризирует население, то авторитарный опирается на религию и традиционные ценности. Как правило, авторитаризм не признаёт себя таковым и маскируется под демократию.  

Примеры авторитарных государств: Куба, Венесуэла, Беларусь.

Демократия

В переводе с греческого «демократия» означает «власть народа». Принцип этого режима — «разрешено всё, что не запрещено». При демократии общество может эффективно влиять на органы власти с помощью выборов и референдумов. СМИ не подчинены политическому режиму, свободно существует оппозиция и всевозможные общественные организации. Человек в демократическом государстве обладает рядом прав и свобод — избирать и быть избранным, вести предпринимательскую деятельность, исповедовать любую религию, публично выражать свои мысли. Важнейшая особенность демократии — равенство всех граждан перед законом.     

Большинство государств официально считаются демократиями, но далеко не всегда это так. Например, в названии самой тоталитарной страны мира, КНДР, есть слово «демократическая». Настоящих демократий в мире немного. В их числе можно назвать государства Скандинавии, Канаду, Австралию и Новую Зеландию.

Взаимосвязь сфер общества

Все вышеперечисленные составляющие общества тесно связаны между собой.

В разные эпохи человечество пыталось выделить одну из сфер. Так, в Средневековье большое значение имела духовная, религиозная составляющая, в эпоху Просвещения – научные знания и нравственность

Марксизм уделял особое внимание экономическим отношениям, а многие другие концепции – праву и политике

Характеристикой современного общества является совокупность и взаимосвязь всех составляющих. Пример – место в социальной иерархии влияет на политические взгляды, доступ к духовным ценностям, образованию. Экономические отношения зависят от политики государства, которая формируется на традициях и обычаях народа. Взаимосвязь сфер можно проследить и в исторических событиях. Например, князь Владимир Святославович в 988 году крестил Русь (духовная сфера), в следствии это стала распространяться новая религия и грамотность (тоже духовная), появился новый налог – десятина (экономическая), князь укрепил власть и повысил международный авторитет (политическая сфера), люди стали добрее и милосерднее (социальная).

Узнать особенности каждой подсистемы можно в следующей таблице:

Подсистема

Функции общества

Учреждения

Экономическая

Изготовление, потребление и распределение материальных благ

Биржи, банки, заводы, фирмы

Политическая

Взаимосвязь между государством и гражданским обществом, между партиями и государством

Правительство, партии, парламент

Социальная

Социальные гарантии, связь между разными социальными группами

Здравоохранение, коммунальные учреждения, социальное обеспечение

Духовная

Взаимоотношения в процессе создания духовных ценностей

Театры, школы, библиотеки, музеи

Что мы узнали?

Общество имеет четыре подсистемы тесно связанных между собой. За материальные блага, их получение и распределение отвечает экономическая составляющая, за власть и управление – политическая, за взаимоотношения между разными слоями населения – социальная подсистема, за мораль, образование и культуру отвечает духовная сфера.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Духовная сфера

Это отношения, которые образуются в ходе создания, восприятия и передачи нематериальных ценностей (веры, знания, этикета и т.п.).Структуру этой сферы можно описать как сочетание следующих составляющих:

  • наука
  • мораль
  • религия
  • искусство
  • образование
  • право

Духовные потребности — это не еда, которую наш организм требует по велению природы, они не задаются человеку физиологией. Они появляются в ходе социализации. Удовлетворить их можно в процессе духовной деятельности. Она может иметь ценностный, познавательный характер. Учитывается не только производящая деятельность, но и потребляющая.

Заключение

Работа над всеми 7-ю сферами жизни – это очень интересный и увлекательный путь саморазвития личности. Благодаря нему ты сформируешь свой неповторимый образ жизни. Понимание значимости каждой из сфер и их взаимовлияние друг на друга даст тебе понимание целостности и гармонии этого мира. Ты научишься ставить цели в каждой сфере и находить пути их достижения с интересом и творчеством.

Со временем к тебе придет мастерство объединения всех сфер жизни и будет помогать тебе в более максимальной реализации твоего предназначения в жизни

Важно сделать так, чтобы эти сферы были маленькими ручейками, которые впадают в один необъятный океан жизни, не тянули тебя в разные стороны, как лебедь, рак и щука

Важно признаваться себе в том, какие сферы жизни нуждаются во внимании, где больше всего разрушительных и застойных процессов, чтобы больше времени уделять им

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector