Лучшие бесплатные уроки по финансовой грамотности

Результаты

Итогом регулярного и добросовестного проведения дней финансовой грамотности в школах и вузах непременно должно стать повышение общего благосостояния будущих поколений нашей страны. Ведь осведомленность в финансовых вопросах, способность не пугаться денежных затруднений, искать наиболее выгодные предложения и не поддаваться на финансовые провокации и уловки непременно приводит каждого человека к независимости и финансовой свободе. Чем раньше мы откроем юным поколениям глаза на то, что человек должен управлять деньгами, а не наоборот — тем благополучнее будет наше с вами совместное будущее.

Как научиться финансовой грамотности?

Существует множество книг от опытных коучей, которые делятся секретом, как приумножить капитал. Среди основных методов, чтобы освоить азы и в дальнейшем следовать правилам работы с капиталом, выделяют:

  • Онлайн-курсы (некоторые видеоролики рубрики «Face to face» на моем gq-blog.com помогают в этом);
  • Оффлайн курсы, семинары, тренинги;
  • Комбинированный вариант личного и удаленного образования.

Отмечу, что некоторые государственные и коммерческие банки страны предлагают подобные программы не только для старших клиентов. Мне импонирует подход, когда родители изначально прививают финансовую грамотность, выбирая для детей курсы или образовательные программы. Научив ребенка ценить деньги с раннего возраста, в дальнейшем можно сделать из него финансово успешного и независимого человека.

 
Комплексные уроки финансовой грамотности важны на разном жизненном этапе, независимо, сколько лет и какая сумма в кошельке или на банковском депозите.

Предлагаю свою подборку важных правил, которая помогает мне, и надеюсь, поможет моим читателям управлять и приумножать капитал:

  1. Планирование растрат. Стоит наперед мысленно или в специальной таблице вносить обязательные траты (коммунальные расходы, покупка продуктов, вещей, транспорт). Дополнительно оставляется сумма на непредвиденные расходы.
  2. Планирование прибыли. Для этого стоит уточнить основные источники доходности, если имеется, указать и пассивный доход, о котором детально рассказывала в статье.
  3. Не стойте на месте, ищите альтернативные пути прибыли.
  4. Открывайте для себя разные рабочие инструменты: пластиковые карты, ЭПС, работу с криптовалютой.

Говоря о важности финансовой грамотности, уточню, что ее необходимо открывать даже для дошкольников. Научить ребенка по примеру родителей расплачиваться с помощью терминала, снимать наличные деньги, наполнять копилку в форме игры — хороший момент для дальнейшего развития навыков

Тест на финансовую грамотность

Сегодня существует множество онлайн-версий тестов, которые проверят базовые знания в сфере. Для этого вам предложат дать определение понятию, проверят, насколько разбираетесь в банковской системе и ситуации на рынке. Если самому интересно определить уровень знаний, стоит задать себе несколько вопросов и честно на них ответить:

  • Оценка банковской активности от 0 до 5 (количество карт, в каких банках есть открытые депозиты);
  • Знаете ли вы куда обращаться в случае если ваши права грубо нарушены, и как доказать эти нарушения на финансовом рынке;
  • Можете ли вы сказать, сколько составляет суммарный доход за месяц, и какой процент тратиться и откладывается.

Говоря о типичных вопросах онлайн-тестов, можно выделить такие:

  1. Вопросы на знание количества цифр в номере карте, что такое CVV-код, что делать, если карта утеряна.
  2. Что такое фьючерс, как с ним работать, и насколько он привязан к курсу доллара.
  3. Знания о средних банковских ставках на депозит и кредит.
  4. Как работают биржи.
  5. 5. Как формируется официальный курс на иностранные валюты.

Интересно, но финансовый банк, следящий за своей репутацией, запускает онлайн-тестирование у себя на сайте для всех клиентов.

Сайты для улучшения уровня образования в сфере финансов

Некоторые сервисы предлагают онлайн уроки, где обучает финансовой грамотности виртуальный помощник. По форме это похоже на компьютерную стратегию, играть можно как определенный период, так и постоянно. Для удобства доступны мобильные версии площадок. Наиболее популярные сайты:

  • dni-fg.ru;
  • finagram.com.

Несколько лет назад ПАО Сбербанк начал практику онлайн, а затем оффлайн обучения школьников 5-11 класса азам финансовой культуры. Центральный банк в лице его председателя регулярно организовывает дважды в год зимние и летние серии курсов для учащихся 9-11 классов. Лекции проводят более 50 экспертов, дополняются курсы прохождением онлайн-тестов.

В результате слушатель получает сертификат. На определенных сервисах можно встретить серии лекций от тренеров и экспертов, которые направлены на индивидуальное обучение клиентов. Много разных советов и рекомендаций, но большинство из них сосредоточено на ключевом правиле: выйти из зоны комфорта. А как это сделать на практике — уже готовый материал моего блога.

Финансовая грамотность для пенсионеров и школьников

В рамках статьи хотелось бы поговорить о таких категориях граждан, как школьники и пенсионеры

Почему так важно обратить особое внимание на пожилых людей и приобщить их к изучению основ финансовой грамотности?

  1. Пенсионеры чаще других становятся жертвами мошенников, начиная от обмана с банковскими картами и заканчивая заманиваем в сомнительные кредитные организации.
  2. Они придерживаются в основном консервативных взглядов на сбережения и совсем не имеют навыков инвестирования. Поэтому часто большие суммы денег лежат дома, под подушкой или в лучшем случае в банке под очень маленький процент, постепенно теряя свою стоимость.
  3. Не получают информацию о положенных льготах по налогам, коммунальным платежам, об изменениях в пенсионной реформе. Работает только “сарафанное радио”.

И это далеко не единичный случай, когда информация распространяется по “сарафанному радио”. Такое же безобразие творится с начислением пенсий. Кто-то что-то сказал, пенсионер мчится в пенсионный фонд, там подтверждают, что положен перерасчет и т. д.

Пенсионер сам должен знать и подать заявление и документы на перерасчет пенсии. За информирование пенсионеров никакая организация не отвечает. Это безобразие со стороны государства – наживаться на незнании официальных источников информации пенсионерами.

Мы живем в век информационных технологий. Неужели нельзя сделать нужную информацию более доступной? Социальные баннеры на улице, распространение через соцсети с официальных аккаунтов гос. органов, объявления в банках, на почте, в магазинах и поликлиниках. Или экономить государственный бюджет получается только на пенсионерах?

Программа помощи в изучении денежных вопросов для пенсионеров должна в обязательном порядке включать следующие пункты:

  1. Информирование всеми возможными способами о льготах по налогам, коммунальным платежам и положенном пересчете пенсий, об изменениях в налоговом и пенсионном законодательстве.
  2. Бесплатные семинары и онлайн-курсы по финансовой грамотности, на которых стоит уделить время таким вопросам, как:
  • правила грамотного пользования дебетовыми и кредитными банковскими картами;
  • способы обмана граждан финансовыми мошенниками;
  • интернет-мошенники и как не попасться на их уловки;
  • оплата покупок, счетов через интернет;
  • способы расчета риска при кредитовании;
  • современные инструменты сохранения накопленных денег от инфляции и приумножения их для своих детей и внуков.

Считаю простой отговоркой, что сложно до пенсионеров донести нужную информацию, потому что они не владеют новыми информационными технологиями на должном уровне. У каждого есть мобильный телефон, многие общаются в соцсетях, приходят почтальоны с пенсией, соцработники и врачи из поликлиники. Все можно сделать, было бы желание.

Со школьниками никакие отговорки вообще не проходят. Это самые доступные для получения информации люди.

В первую очередь, нам, родителям, надо уяснить одну простую мысль – учить ребенка обращаться с деньгами надо с самого раннего возраста. Это необязательно начинать делать, когда у него появляются собственные средства (например, подарок бабушки). Разговоры о том, что нельзя бездумно тратить все заработанное на покупку дорогой игрушки или модных кроссовок, как у Пети, должны вестись в семье всегда.

Дайте почитать своему ребенку книгу Бодо Шефера “Мани, или Азбука денег”. Он вместе с героями узнает, как заработать, сохранить и как приумножить деньги.

При подготовке материала к этой статье я изучила много сайтов, которые предлагают пройти онлайн-уроки дома или в школе. Они созданы при поддержке наших банковских структур и государственных органов. Они абсолютно бесплатные, польза очевидная.

Но, что я вижу на примерах школ моих дочерей (они учатся в разных учебных заведениях)? Нет абсолютно ничего. Почему? Что мешает подать заявку для школьников и провести уроки онлайн? Ответ – равнодушие.

Для неравнодушных учителей есть несколько интересных ресурсов:

  1. Проект ”Онлайн-уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу”. Организатор проекта – Центральный банк РФ. Совместно с ним занятия ведут более 50 лекторов из банковских организаций, страховых компаний, университетов и государственных органов власти в режиме реального времени. Задают вопросы и отвечают на вопросы школьников.
  2. Очень интересный проект “Дружи с финансами” реализуется Минфином РФ. Партнерами выступают Банк России и крупнейшие банковские организации. Для детей информация подается в виде комиксов, видеороликов и тестов.

Работа программы повышения финансовой грамотности

Финансовая грамотность населения и ее уровень отражается на экономике государства. Недостаточность этой сферы влечет негативные последствия для общества. Зачем нужна финансовая грамотность, показывает уменьшение рисков невыплаты кредитов, числа случаев мошенничества, недобросовестности.

Сотрудничество с финансовыми учреждениями

Взаимоотношения с банковской системой на практике тоже реализует основы финансовой грамотности. Подобные организации весьма заинтересованы в клиентах, которые обслуживаются сами, а также рекомендуют это своим знакомым. При таких обстоятельствах они являются партнерами людям, делающим сбережения.

Приоритетные целевые группы населения

Считается, что финансовая грамотность населения в РФ низка по уровню. Не так много людей могут ориентироваться в денежных, экономических продуктах, услугах. Критерии оценки финансовой грамотности выводились на основе мониторинга. Результаты свидетельствуют о том, что не все понимают принципы страхования вкладов, пользуются банковскими карточками. Лишь 11% имеют четкие представления относительно обеспечения своей старости.

Распоряжение Правительства № 2039-р от 25.09.17 указывает стратегию, по которой будет идти повышение финансовой грамотности. При этом выделяются целевые группы:

  • потенциал развития РФ;
  • средний доход и ниже, группа риска;
  • пенсионный возраст и лица, которым трудно дается повышение финансовой грамотности по состоянию здоровья.

Курсы по финансовой грамотности

Финансовая грамотность молодёжи и лиц любого другого возраста может быть повышена  на курсах, проводимых в платной и бесплатной форме. Такие мероприятия организовываются при университетах и посредством частных инициатив, учебно-методических программ. Интернет предоставляет разнообразные ресурсы на тему: основы финансовой грамотности:

  • знакомство с семинарами;
  • посещение лекций онлайн;
  • тренинг по приобретению нужных навыков, обучение им;
  • курсы, видеоуроки:
  • другие методические материалы по финансовой грамотности.

Формирование финансовой грамотности школьников в ходе изучения русской литературы

Возможно ли почерпнуть требуемые сведения в литературных произведениях? Скорее всего, что да. Некоторые книги содержат в своих сюжетах описание правильных привычек по отношению к деньгам. А также методы повышения финансовой смекалки и опыт по успешному распоряжению средствами.

Подготовка граждан к жизни в старости

Федеральная программа включает разработку стратегий, по которым будет идти повышение финансовой грамотности лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Так в Распоряжении Правительства по стратегии отмечена низкая информированность населения о защите прав по социальным пособиям. К задачам отнесены:

  • формирование у людей грамотного поведения;
  • значение финансовой грамотности — вырабатывание способности у граждан планировать свои средства;
  • формирование механизмов взаимодействия с государством.

Дни финансовой грамотности в учебных заведениях

Программа рекомендована к проведению в старших классах средней школы, т.е. 9-11-х классах, а также во всех высших учебных заведениях. Но это отнюдь не значит, что до 9-го класса ребенок не должен знать азы финансовой культуры. Грамотность в отношении с деньгами необходимо начинать прививать ровно с тех пор, как ребенок начинает самостоятельно пользоваться финансовыми средствами, будь то наличные деньги, кредитные и дебетовые карты, балансовые счета мобильных устройств.

К сожалению, современные российские реалии таковы, что поколение родителей, а тем более бабушек и дедушек, не только зачастую не могут привить ребенку навыки правильного управления личными финансами, но и сами нуждаются в получении базовых знаний по этой части. Большая часть населения живет от зарплаты до зарплаты, не способны избавиться от кредитных обязательств, не имеют значительных сбережений. Поэтому сегодня особенно остро стоит задача обучения детей и подростков тому, как надлежит управляться с финансами, учитывая современные тенденции экономики. Эта задача ложится на плечи преподавателей, а помогут им в этом успешные финансовые специалисты, эксперты и ведущие преподаватели экономических вузов.

Всероссийская программа

Программа по повышению финансовой грамотности подрастающего поколения была учреждена совместными усилиями ведущих институтов государства: Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства финансов РФ, Ассоциацией «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР» и Международной Гильдией финансистов. Партнерами всероссийской программы «Дни финансовой грамотности» становятся ведущие специалисты на российском финансовом рынке, крупнейшие государственные и частные организации, такие как Сбербанк, «Теле Трейд», Городская сберегательная касса и многие другие. С 2011 года данная программа включена в календарь обязательных образовательных событий наряду с прочими мероприятиями, посвященными памятным датам, культурным и историческим событиям. Датой повсеместного проведения дня финансовой грамотности считается 8 сентября. Число и месяц выбраны не случайно, именно в этот же день отмечается Международный день финансиста.

Подборка полезных ресурсов для обучения финансовой грамотности

Знакомить детей с деньгами лучше в игровой форме. Делать это можно с помощью мультиков, курсов, книг, мобильных приложений и игр.

Мультфильмы

Тому, как копить и распределять деньги, посвящен целый цикл детского сериала «Смешарики. Азбука финансовой грамотности» в сериях «Райский остров», «Черный день», «Золотое яблоко», «Золушка».

Смешарики 2D | Азбука финансовой грамотности — ВСЕ СЕРИИ! Сборник

Что такое деньги, как люди расплачивались раньше и что придумали сейчас, как появились бумажные деньги и где их печатают, рассказывают «Фиксики». Серии, которые нужно посмотреть: «Деньги», «История вещей — деньги», «Как делают деньги».

Как планировать расходы дети узнают из мультфильма «Три кота. Поход в магазин». Здесь и о списках продуктов, и о разнообразии товаров, и о правильных приоритетах.

Три кота | Поход в магазин | Серия 10 | Мультфильмы для детей

А вот герои полюбившихся детям «Утиных историй» объясняют, что не стоит терять голову из-за золота (денег), но быть экономным все же нужно.

Курсы и онлайн-уроки

Проходить обучение можно онлайн:

  • АзБУкА ДеНеГ;
  • Школа финансовой грамотности;
  • Школа финансовой грамотности и бизнеса для детей 6–10 лет;
  • Умназия, финграмотность;
  • Академия финансовой грамотности «Финансовый грамотей».

Книги по обучению финансовой грамотности

Для вашего удобства мы создали две подборки. Первая подборка — для детей, вторая — в помощь родителям.

Для детей:

«Волшебный банкомат», Татьяна Попова, Анастасия Булавкина. Из книги дети узнают, откуда берутся деньги и как их зарабатывают, как люди совершают покупки, зачем планировать бюджет, что такое кредиты и банки. В конце каждой главы есть рекомендация для родителей и практическое задание.

«Пес по имени Мани», Бодо Шефер. В легкой ненавязчивой форме дети знакомятся с основными правилами управления финансами, учатся ставить цели и осуществлять даже самые смелые планы. Узнают, как быть щедрыми и при этом преуспевать.

«Откуда берутся деньги? Энциклопедия для малышей», Елена Ульева

Книга поможет разобраться, почему важно научиться считать деньги и разделять «хочу» и «надо», а также что такое семейная экономика.

«Математика и деньги: покупаем, продаем, меняем», Анна Воронина, Татьяна Воронина, Татьяна Попова. Книга написана для детей 6–8 лет и знакомит их с монетами разного достоинства, набором и разменом денежных знаков и основными правилам финансовой грамотности

Материалы книги можно использовать для занятий в детском саду, школе и дома.

Для учителей/родителей:

  • «Дети и деньги», Тимур Мазаев и Елизавета Филоненко. Пособие для обучения детей с четырех лет.
  • «Как научить ребенка обращаться с деньгами», Джолайн Годфри. Книга поможет проще говорить с детьми о деньгах и правильно строить коммуникацию о финансах.
  • «Финансовая грамотность», Сергей Федин. В книге собрана целая система курсов обучения для детей разных возрастов: 
  • 1-часть и 2-я часть. Полезно педагогам.
  • «Сделайте ваших детей успешными», Джим Роджерс. Советы, как воспитать успешного инвестора.
  • «Самый богатый человек в Вавилоне», Джордж Сэмюэль Клейсон. Книга научит понимать и транслировать философию денег.

Приложения

  • «Финзнайка 6+» — это бесплатное мобильное приложение, которое помогает повышать уровень финансовой грамотности и в игровой форме рассказывает, что такое деньги.
  • СберKids — приложение от «Сбербанка», которое обучает обращению с деньгами и позволяет получить свою первую виртуальную карту.
  • «Монеткины» — с помощью этого приложения, можно учиться составлению бюджета.
  • Monefy — удобный интерфейс и много категорий трат и доходов, чтобы отслеживать, куда деваются деньги.

Игры

Финансовой грамотности лучше всего обучаться на практике. Но так как экспериментировать с настоящими деньгами и покупками нецелесообразно, в настольных играх-симуляторах вполне.

  • CashFlow или «Денежный поток 101» — учит думать, как богатый человек, инвестировать, планировать финансы. Игра создана автором книги «Богатый папа, бедный папа» — Робертом Кийосаки.
  • «Монополия» — классика, которая не требует представления
  • «Ферма» — учит правильно расставлять приоритеты и накапливать средства. Вместо денег здесь животные на ферме, стада которых можно обменивать на других представителей фауны.
  • «Игра в жизнь» — возможность, в прямом смысле, проиграть всю жизнь за одну игру. Решать, поедет ли семья на отдых или купит машину, как заработать и как потратить деньги — все, как в реальности.

Какова ситуация с финансовой грамотностью в Казахстане

Оценить уровень финансовой грамотности в Казахстане сложно, потому что качественных свежих исследований внутри страны нет. На мировом уровне такими исследованиями занимается Организация экономического сотрудничества и развития (Organisation for Economic Cooperation and Development, OECD). Согласно её последнему исследованию в 2016 году, в котором участвовало 51,5 тысяч взрослых (от 18 до 79 лет) из 30 стран мира, лишь 51-54% респондентов достигли минимального показателя финансовой грамотности.

Рейтинговое агентство Standard&Poors, которое занимается аналитикой финансовых рынков, исследовало финансовую грамотность в 2014 году. В исследовании участвовала выборка из 150 тысяч человек из 148 стран. По данным этого исследования показатель финансовой грамотности Казахстана – 40%.

Чтобы определить уровень финансовой грамотности казахстанцев, Нацбанк проводит опрос. Если посмотреть результаты, то кажется, что с финансовой грамотностью у нас все в порядке.

Большинство опрошенных утверждает, что изучает договор предоставления финансовой услуги, исследует условия и выбирает услугу и финансовую организацию в зависимости от них, ведёт бюджет и знает, куда обратиться, если нарушены их права.

Однако на момент написания материала в опросе поучаствовало всего 90 человек: это слишком мало, чтобы делать какие-то выводы. Кроме того, большая часть респондентов – молодёжь, услуги и организации они изучают в интернете на сайтах. А как действует старшее поколение, неизвестно.

Ботагоз Жуманова объяснила: “Если судить по десятибальной шкале, то я бы сказала, что общий уровень финансовый грамотности в Казахстане на уровне тройки. У основной массы населения нет понимания многих финансовых понятий, они не оценивают и не контролируют расходы и доходы, залезают в долги. Люди не отличают кредитные карты от дебетовых. Многие берут кредиты и сравнивают банки только по ставкам, не разбираясь в сути условий. Один из распространённых финансовых инструментов у нас – вкладывать в золото. Некоторые снуют по ломбардам: перепродажу золота они сделали основным источником дохода и инвестируют только в неё. Ситуацию улучшает только повышающаяся цифровая грамотность. Люди ищут выгодные предложения, например на Aliexpress и Alibaba. На распродаже 11 ноября (в “День холостяка” в Китае) казахстанцы сделали 4,5 млн покупок. Есть категории, у которых финансовая грамотность выше. В основном это люди с доходом выше среднего. Они знают, как и куда инвестировать, контролируют расходы, повышают доходы и ориентируются в услугах. Но таких не так много”.

Низкая финансовая грамотность и желание получить высокий доход влияют и на то, что люди считают финансовым инструментом инвестиционные (финансовые) пирамиды, онлайн-казино и игровые автоматы.

Финансовые пирамиды обещают быстрый и высокий доход: все приносят деньги, они якобы вкладываются в высокодоходные бумаги. Затем все получают дивиденды и радуются. На самом деле принимать деньги от населения по закону могут только банки второго уровня и “Казпочта” (Национальный оператор почты) на основании выданных лицензий. Никаких лицензий, договоров и правовых документов у финансовых пирамид нет и не может быть: с 2014 года создание финансовой пирамиды вообще является уголовно наказуемым преступлением.

В случае с онлайн-казино и игровыми автоматами ситуация ещё проще: говорят, что они чуть ли не раздают деньги даром. Даже напрягаться не нужно: играй и богатей. Конечно, это так не работает: никто не даст денег просто так, и волшебных денежных водопадов в жизни не бывает. На длительном этапе казино и автоматы всегда в плюсе, а деньги может выиграть только случайный счастливчик, которого определит заложенная программа. Считать это финансовым инструментом, да ещё и высокодоходным никак нельзя. Ботагоз Жуманова объясняет эту ситуацию тем, что у большинства низкая финансовая грамотность сочетается с доверчивостью: “У нас в такси могут предложить купить биткоин по дешёвке. Сетевой маркетинг разрастается: люди вкладываются, и чтобы хоть как-то окупить вложения, всем потом пихают низкокачественные товары”.

Ботагоз считает, что очень важно повышать финансовую грамотность не только у взрослых, но и у детей:

Вузы

В высших учебных заведениях формат предлагаемых финансовых знаний отличается большей фундаментальностью. Во время открытых лекций и конференций студентов учат, как следует грамотно вести учет доходов и расходов, какие есть пути сохранения и приумножения личных финансов, в каких случаях можно выгодно сэкономить. В ходе диспутов и семинаров поднимается широкий круг вопросов, имеющих прямое и косвенное отношение к финансам: что такое ценные бумаги, фондовый рынок, валютные операции, какие существуют нюансы налогообложения и многое другое. К мероприятиям дней финансовой грамотности готовятся специальные аналитические материалы, презентации и ознакомительные пособия. Нередко удачный формат подобных открытых встреч помогает студентам определиться с будущей профессией.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector