Мои лучшие годы позади…
Содержание:
- Развитие правого полушария
- Упражнение №3
- Как помочь мозгу стать творческим
- Создание связей между нейронами
- Упражнения для тренировки мозга
- Упражнения «Пальцовки»:
- Как подготовить мозг к тренировкам?
- Как сохранить ясный ум
- Тупик и озарение в мозговой креативности
- Развитие мозга
- Основные функции головного мозга
- Тренируете мышцы? А мозг?
- Самый важный орган
- Нейрофидбэк-тренинг
- Когда начинать тренировки?
- Упражнения на воображение
- Как прокачать мозг с помощью онлайн-тренажеров
- Резюме
- Заключение
Развитие правого полушария
Установлено, что правое полушарие, отвечающее за творческое и образное мышление, доминирует у людей с рождения. Однако в процессе обучения происходит перекос в сторону левого полушария, которое постепенно подавляет правое. У левшей правая часть мозга все равно остается доминирующей, но вот другим детям полезно узнать, как развить правое полушарие:
- Посещать творческие мероприятия (выставки, музеи, галереи и т. Д.);
- Сочинять стихотворения или рассказы;
- Задействовать левую руку при выполнении привычных действий;
- Визуализировать различные образы;
- Воспроизводить в уме знакомые звуки, запахи, ощущения.
Упражнение №3
Быстрое, простое упражнение, которое позволяет синхронизовать деятельность больших полушарий, ускорить их взаимодействие. Процесс выполнения следующий:
- Кладем правую руку на живот и начинаем гладить ею живот по часовой стрелке.
- Затем левой рукой слегка стучим по голове строго вертикальными движениями.
- Немного тренируемся, после чего стараемся выполнить такую гимнастику одновременно, без утраты качества выполнения.
Если это упражнение выполняется человеком впервые, то сначала он, даже не замечая, попросту путает движения: левой рукой совершает круговые движения, а правой – стучит по животу. В этом и заключается сложность выполнения. Если после тренировки всё получилось, для закрепления результата на последнем этапе рекомендуется поменять руки и повысить скорость движений.
Все эти три упражнения будут особенно полезны для ребенка дошкольного и школьного возраста, а также для взрослых. Несмотря на кажущуюся простоту, эти задания отлично тренируют активность и работоспособность обоих полушарий, способны улучшить память, воображение, мыслительную деятельность. Видимые изменения работы мозга будут заметны, если человек дополнительно пройдет курсы по когнитивистике.
Как помочь мозгу стать творческим
Другими словами, идеи – это случайное сочетание переживаний, мыслей, понятий, историй и примеров, разложенных в ящичках нашей памяти. На самом деле ничего нового человек не придумывает, все дело в том, как он комбинирует то, что ему уже известно.
Неожиданно разные комбинации различных понятий сталкиваются между собой, и мы вдруг видим в этом идею. К нам приходит озарение. Чем яснее наш ум, тем у нас больше возможностей и шансов совершить такое открытие. Чем меньше в нашей голове ненужного шума, тем спокойнее и уравновешенней мы становимся, позволяя себе наслаждаться любимым делом и позволяя большему количеству озарений прийти.
Создание связей между нейронами
Оказывается, наш главный орган может восстанавливать утраченные связи даже после травмы головы или болезни. Это свойство называется нейропластичность. Об этом свойстве узнали совсем недавно.
Что это такое, если объяснить простым языком? Мы сами, при помощи простых действий сможем положительно повлиять на деятельность нашего умного органа, восстановить все его функции.
Уважаемые друзья, вы теперь знаете, для чего нужна нейробика для мозга. Выделите 10-15 минут в день, чтобы выполнить комплекс упражнений. А также выберите понравившиеся пункты нейрогимнастики. Выполняйте их на прогулке, перед телевизором и ваш мозг будет работать, как часы.
Упражнения для тренировки мозга
Невозможно перечислить все упражнения, относящиеся к гимнастике для развития мозга, просто потому, что существует множество разнообразных методик. По большому счету тренировкой можно считать любой процесс, в котором мы вынуждены концентрироваться на деталях, анализировать информацию, делать выводы. Для тех, кому этого мало, существуют специальные методики по развитию основных мозговых функций, основанные на научных методах. Но отыскать, разобраться в них самостоятельно под силу не каждому.
Впрочем, тратить часы и дни в поисках специальной информации, совершенно не обязательно, ведь все необходимые упражнения для тренировки мозга собраны на сайте Викиум, где опыт и знания специалистов в области нейронауки объединились для создания оптимальных упражнений для эффективного развития мозга.
Именно здесь находится коллекция игр, способных стать отличной гимнастикой для вашего мозга — различные упражнения на развитие памяти, мышления, концентрации внимания и не только.
Игры созданы не просто для развлечения, с их помощью вы сможете ненадолго отвлечься от рабочего процесса, одновременно повышая свой уровень интеллекта, работоспособности и креативности.
Помните, что тренировки должны сочетаться с соответствующим образом жизни. Гимнастика даст несравнимо лучшие результаты, если выполнение упражнений подкрепляется оптимальным режимом дня, правильным питанием и отсутствием чрезмерных физических и умственных нагрузок. Комфортная жизнь без стрессов и потрясений — залог хорошего самочувствия мозга.
Предлагаемая сайтом система тренировок позволит вам сохранить и преумножить ваши интеллектуальные силы в любом возрасте.
Среди множества эффективных упражнений, которые вы найдете на wikium.ru, есть игры, развивающие различные когнитивные функции. Приведем несколько примеров.
«Аквариум» — одно из упражнений на внимание. На первый взгляд задание не должно вызвать ни малейших затруднений
Следует с помощью стрелочек указать направление, в котором движется центральная рыбка в косяке ее подруг. Просто? Но попробуйте сами. Рыбки составляют различные комбинации, стремясь запутать игрока, которому приходится концентрироваться, чтобы ответить правильно и быстро.
«Простые переключения» — игра на мышление. На карте расположены три фигуры одинаковых очертаний. Одна — закрашена. Вам потребуется запомнить карту и определить, совпадает ли она со следующим изображением
Во внимание принимается и скорость, и правильность ответов. Результаты будут записаны, и со временем вы сможете улучшить свой рекорд
Игра «Парные ассоциации» помогает развить память. Вы должны запомнить, какие предметы изображены на карточках, а потом определить, где находится указанная компьютером картинка. Уровень меняется от простого к сложному. Но при ошибке игрок оказывается на предыдущем задании.
Делайте гимнастику для вашего мозга вместе с Викиумом и результаты не заставят себя ждать!
Упражнения «Пальцовки»:
- улучшают память,
- развивают согласованную работу полушарий мозга,
- повышают скорость мышления, скорость принятия решений, скорость реакции,
- выстраивают новые нейронные связи в коре головного мозга.
С помощью этих упражнений можно значительно повысить свою эффективность ипродуктивность.
Кроме этого, упражнения дают общеоздоравливающий эффект, поскольку воздействие идет на биоактивные точки, которые находятся на кончиках пальцев. То есть, по сути, это еще один из вариантов точечного массажа (акупрессуры).
В боевых искусствах заметен еще один очень ценный эффект от этих упражнений. Выражается он в том, что при выполнении пальцовок значительно укрепляются пальцы и развиваются сухожилия.
Упражнения лучше делать утром, после утреннего комплекса или после медитации.
Эффект от пальцовок станет заметен после 3 месяцев ежедневной практики.
Как подготовить мозг к тренировкам?
Так же, как спортсмены готовят своё тело к физическим упражнениям, мозг человека нужно подготовить для интеллектуального развития. Для этого достаточно помнить и следовать трём условиям, которые помогут сделать мозг пластичным и готовым к усвоению и переработке нового материала. Они помогут вам и вашим детям тренировать свой мозг.
- Высокая физическая активность. Если вы постоянно находитесь в сидячем или лежачем положении, то у вас есть риск появления гиподинамии. Из-за этого жирные кислоты, которые находятся в вашем организме, не расщепляются. К тому же из-за недостатка движения нарушается кровообращение. А из-за этого в мозг может поступать недостаточное количество кислорода, что ухудшит его работу.
- Употребление фосфатов и углеводов. Обязательно нужно есть продукты, которые включают в себя фосфор (тыква, соевые бобы, орехи, фасоль, плавленый сыр) и полезные углеводы (рис, кукурузные хлопья, макароны, кефир, рыба, креветки).
- Обильное питьё. Приучите ребенка пить много воды. Она очищает организм от токсинов, а также помогает поддерживать нейронные связи, тем самым обеспечивая развитие когнитивного мышления.
Как сохранить ясный ум
Если мозг не развивать, то он потихоньку начинает деградировать. Основы нейробики разработал профессор Лоуренс Кац. Американским ученым были проведены исследования, которые опровергают утверждение, что нервные клетки отмирают и больше не восстанавливаются.
Лоуренс Кац вместе с другими учеными доказал, что у человека истощаются дендриты.
Если эти отростки истощаются, то нервные окончания теряют способность проводить нервные сигналы. В результате этого процесса появляется снижение умственных способностей человека.
Для поддержания дендритов в рабочем состоянии, необходимо выполнять упражнения, которые будут держать в тонусе клеточки головного мозга.
При выполнении зарядки нейроны начинают наращивать новые отростки, тем самым развивая нейронную сеть мозга. Это может происходить в любом возрасте. Задача человека — помочь им развиваться.
Если человек не хочет мыслить, а ищет готовые решения, то клетки словно замирают. Нейробика готова разбудить мысли, помочь совершенствоваться.
Эта гимнастика — нескучное, даже веселое занятие. Она способна раскрасить ваши будни новыми красками.
Выполняя по-новому обычные, часто надоевшие действия, будете так вовлекать в тренировку разные органы чувств, что мозг начнет вырабатывать новые нервные клетки.
Тренировка мозга не потребует от вас особенной подготовки. Заниматься можно даже на прогулке или во время ужина. Познакомившись с принципами нейробики, сможете сами составлять программу занятий, используя «нейронные практики» для мозга.
Нейробика дает возможность вовлечь в работу разные органы чувств. Задействовав 2 органа, одному придется выполнять привычные действия, а другому в новом «прочтении».
В нейробике можете выполнять сразу несколько действий: расчесывая волосы чистить зубы, одевать на себя одежду, закрыв глаза. Можете идти по улице, одновременно считая, сколько человек прошли мимо вас в одежде синего цвета.
Тупик и озарение в мозговой креативности
Творческий кризис называют в нейронауке тупиком. Это происходит тогда, когда разум работает исключительно на сознательном уровне, то есть движется строго по освещённому проспекту и не может никуда свернуть. Это ситуация, когда вы хотите провести какую-то связь, но не можете этого сделать. То же самое происходит тогда, когда вы пытаетесь придумать имя новорожденному, не знаете, о чем писать в проекте, пытаетесь вспомнить имя старого знакомого и т.д.
Каждый из нас сталкивается с подобными блоками
Поэтому, когда вам необходимо «включить» свои творческие способности, так важно преодолеть и справиться с этими блоками. В свою очередь, чтобы справиться с блоком, необходимо приглушить работу префронтальной коры нашего мозга, которая отвечает за осознанность мыслей.
Если вы оказались в тупике, то сделайте противоположное тому, что подсказывает ваша интуиция, и ни в коем случае не старайтесь усиленно концентрироваться на проблеме в течение длительного периода времени. Займите себя чем-то, абсолютно не связанным с проблемой, чем-то привлекательным и интересным. Это самый лучший способ для вызова вдохновения.
Когда вы не думаете о проблеме, осознанные формы мышления тоже берут передышку, и в дело вступает подсознание. Дальние ящики вдруг начинают «работать и дарить» идеи, которые, в свою очередь, превращаются в новые понятия в головном мозге.
Поиграйте в ассоциации с мозгом
Какую бы область мы бы ни взяли (технологии, искусство, наука или простая повседневная жизнь), творчество всегда предполагает умение разума смешать между собой очень разные темы и понятия.
Когда перед вами стоит какая-то задача попробуйте взглянуть на нее с разных углов. Что бы о ней сказал ваш пятилетний ребенок? А как бы проблему решила первобытная женщина? Какое бы мнение о ней было бы у вашего прадедушки? Какое бы вы решение нашли для нее, если бы были в Африке?
Чтобы зажечь новый фонарь и смешать идеи необходимо использовать разные техники ассоциативного мышления. К примеру, перед вами стоит задача по улучшению работы системы банковских вкладов.
Что такое вклад? Это безопасное сбережение денежных средств на будущее. Какие явления связаны с хранением? Самолеты хранятся в ангарах, белки прячут на зиму пищу, охрана следит за автомобилями гостей ресторана, в портовых контейнерах хранят различные товары и т.д. Попробуйте связать вышеперечисленные явления, чтобы найти новые идеи по улучшению системы.
По примеру белки, зимой банк может платить более высокие проценты, тем самым побудив человека в холодное время года чаще делать вклады. Это как один из возможных вариантов.
Наш мозг обладает нейропластичностью, то есть он может изменять свою собственную нейронную систему. Чем больше творческих решений стоит перед вами, тем больше новых связей образуется и тем шире система межнейронных контактов, то есть больше освещенных улиц.
Помните, что творческое мышление реально натренировать, и с ним произойдет тоже самое, что и с мышцами после регулярного посещения спортзала. Стоит только попробовать, и вы удивитесь тому, на что способен ваш мозг.
Развитие мозга
Главным и основным фактором в тренировках вашего мозга является наличие субъективной новизны. Именно на эту новизну и отвечает наш мозг.
В условиях субъективной новизны в мозгу оживают гены, отвечающие за его развитие. Начинают экспресироваться нейротрофины – вещества, активирующие рост нейронных отростков (дендритов).
Именно в условиях субъективной новизны стволовые клетки превращаются в нейроны. Ведь для обеспечения выполнения новых навыков необходимы новые нейронные сети. Самое удивительное то, что образованные нейронные сети могут задействоваться при решении других задач. Так например группа нейронов, которая обеспечивает моторный навык жонглирования, может быть использована для поиска правильного решения уравнения. Это не обязательно так. Просто как пример того, что в принципе возможно.
Фактически приобретение новых навыков намного важнее, чем оттачивание старых. Только обогащая свой мозг новым опытом, вы будете становиться умнее.
Основные функции головного мозга
Мозг сложен по структуре. Его составляют два полушария, каждое из них отвечает за определенные виды деятельности. Правое регулирует координацию движений, восприятие пространства, гуманитарное развитие и креативные способности. Левое носит аналитический характер, ответственно за развитие математических способностей, логики, речи. Деятельность полушарий координируется так называемым мозолистым телом (системой нервных волокон), которое передает данные из одного в другое. При возникновении какой-либо проблемы с этим элементом полушария работают без взаимосвязи, одно из них – ведущее – берет на себя основную нагрузку, блокируя второе. Это приводит к нарушению пространственной ориентации, а также к тому, что одно полушарие активно используется, второе же перестает развиваться.
Тренируете мышцы? А мозг?
Задачи, которые нам приходится решать, можно разделить на два типа:
- такие, где достаточно применения общих и специальных знаний,
- те, что требуют умения мыслить.
Как научиться быстро и эффективно решать задачи первого типа, в принципе, понятно:
- надо учить теорию,
- осваивать методы и приемы,
- тренироваться на практике,
- шлифовать опыт.
Задачи второго типа требуют способности:
- рассуждать логически,
- принимать решение (порой в ситуации неопределенности или дефицита информации),
- проводить сравнение и выявлять неочевидное сходство и различие,
- формулировать проблему,
- моделировать идею и дизайн научного эксперимента,
- вести научный поиск,
- и пр.
За всем этим стоит развитие способностей мозга человека. Мозг – гениальнейшее создание природы. Вот только две его особенности.
- Мозговая активность очень пластична. Если какой-то из участков мозга не справляется с закрепленной за ним функцией, за дело принимается другой «мозговой кусочек». Один из многочисленных научных фактов, которые это подтверждают, — мозговые разрушения, случившиеся у французского ученого Луи Пастера. В 46 лет он перенес кровоизлияние в правое полушарие мозга, в результате чего оно полностью атрофировалось (и это подтвердилось при посмертном вскрытии). Ученый прожил до 76 лет и завоевал всемирную известность своими работами в области бактериологии.
- Мозговая структура состоит из узкоспециализированных участков и ассоциативных. Чем больше ассоциативных участков и ассоциативных связей, тем мозговая деятельность совершенней. Самое большое их число, конечно, у человека, а не у высших животных. Но ведь и у людей их количество не у всех одинаково.
Вы спешите в спортивный зал, чтобы накачать силой свое тело, придать мышцам дополнительную гибкость, разработать связки и сухожилия. Вы все делаете правильно: человек – это динамичная система, и если она не развивается со знаком «плюс», то начинает стремительно меняться со знаком «минус».
Но как же при этом быть с человеческим мозгом? Он хоть и уникален по своим возможностям, но, в сути своей, — все та же мышца. Ответ напрашивается сам собой:
Развивайте гибкость мозга и наращивайте мозговые ассоциативные связи! Используйте в этих целях умственные тренажеры для развития мозга!
Самый важный орган
Несмотря на то, что головной мозг занимает всего лишь 2% от массы тела и весит около 1,5 кг, ученые называют его основополагающим для жизни. Совместно с нервной системой он обеспечивает жизнедеятельность человека. Это самое совершенное и сложное создание, которое даже изучить полностью пока не представляется возможным. Именно благодаря работе мозга человек разговаривает, слышит, видит, мыслит, ощущает окружающую среду, двигается. Особенности работы головного мозга человека до конца не понятны. Не исключено, что этот орган скрывает серьезный ресурс, неожиданные способности и возможности.
Мозг управляет внутренними органами, а также отвечает за наше эмоциональное состояние. Он состоит из двух полушарий: левое отвечает за техническое и логическое мышление, а правое – за творческое. Соответственно, если человек творческий, то у него лучше развито правое полушарие, у технарей – левое. Однако ученые утверждают, что человек может самостоятельно развивать мозг, те его области, которые изначально работают не в полную силу.
Нейрофидбэк-тренинг
Одна из перспективных методик — нейрофидбэк-тренинг. Это процедура, позволяющая научиться контролировать активность собственного мозга. В ее основу заложен принцип биологической обратной связи. Во время нейрофидбэк-тренинга малые электрические сигналы головного мозга измеряются с помощью электродов, прикрепленных к коже головы, и с помощью программного обеспечения превращаются в звук и изображение. То есть компьютерная программа создает в режиме реального времени визуализацию биоэлектрической активности мозга.
Как это происходит
Врач дает инструкции — и если ритмы мозга свидетельствуют о переходе в нужное терапевтическое состояние, то программа на экране изменяет изображение, звуковое сопровождение и интенсивность вибрации тактильного датчика. Обратная связь облегчает процесс обучения физиологическому контролю, а компьютерная программа делает доступной информацию, в обычных условиях невоспринимаемую. При необходимости врач подключает дополнительные техники для управления эмоциональным состоянием, чтобы усилить эффект от нейрофидбэк-тренинга.
Получается, что можно влиять на ритмы мозга в интерактивном режиме, отслеживая, фиксируя свои ощущения. По мере продолжения тренировок и закрепления желаемого чувства расслабления приобретается навык переходить в необходимое терапевтическое состояние самостоятельно в любой момент времени.
Когда начинать тренировки?
Интеллектуальное преимущество молодых перед пожилыми – не более, чем распространенное заблуждение. Оглянитесь вокруг. Разве вы не видите рядом пожилых людей, чья мудрость и острый ум легко выдержат конкуренцию с мозгами молодых? И, напротив, разве молодость сама по себе может выступать гарантом проникновенного ума и эффективного мышления?
Поэтому рассуждение о том, что тренировки мозга начинать надо тогда, когда начинается процесс активного старения, не выдерживает критики. Но, что же тогда должно подтолкнуть к принятию решения о том, чтобы заняться тренировкой мозга и развитием познавательных способностей?
Начинать надо тогда, когда вы выясните, какие именно умственные характеристики требуются вам, чтобы стать более
- успешным,
- востребованным,
- конкурентоспособным.
И когда вы поймете, чего именно вам для этого не достает. Только вы знаете ответ на этот вопрос, и только вам решать, будет ли это развитие
- критичности,
- креативности,
- глубины проникновения в суть проблемы,
- аналитического мышления,
- способности к прогнозированию,
- или чего-то еще.
Упражнения на воображение
Воображение отличает нас от животных. Так говорят биологи: котики этот факт отрицают. Развивайте воображение, чтобы иметь возможность ориентироваться в различных точках зрения, переживать подсознательный опыт и творчески мыслить.
- Представляйте в голове, как играете на пианино. Как расположены пальцы? С какой скоростью двигаются? Какую мелодию играют – услышьте звук, поймайте ритм, попробуйте перемещаться в такт. Додумайте историю – почему родилась эта композиция, с какими чувствами связана. Проводите упражнение в тишине.
- Распечатайте несколько экземпляров. На каждом дорисовывайте картинку в соответствии с рандомной темой, возникшей в голове (животные, части тела, аксессуары и пр.).
Я мысленно дорисовала девочку. А вы?
- Назовите ассоциации с числами 12, 7, 4, 56, 11. Когда эти числа закончатся, придумайте новые и повторите упражнение.
- Посмотрите на картинку. Представьте музыку, с которой она ассоциируется. Запишите историю, которая по динамике (бодрая, веселая, грустная и пр.) повторяет композицию в голове.
Рэдклифф в роли трупа в фильме «Человек — швейцарский нож»
- Вспомните последний просмотренный фильм. Перенесите сценарий в другую эпоху: как трансформируется сюжет, изменятся ли характеры героев, совпадет ли концовка?
Как прокачать мозг с помощью онлайн-тренажеров
Лучше всего развивает мозг практика. Так вот я хочу предложить вам мощные практические инструменты для прокачки всех психических процессов. Приятным бонусом для вас будет то, что это можно делать даже не выходя из дома. Ловите два наиболее популярных и эффективных ресурса, где можно развивать мозг онлайн.
Викиум
Здесь вам предлагается 80 тренажеров
На сайте вы увидите разделы, по которым сможете тренировать свою память, мышление, внимание. Разработчики учитывают ваши индивидуальные способности и потребности
Кроме программ, есть курсы, на которых вы научитесь быстро читать, запоминать большие куски текста и любой другой информации, а также научитесь понимать других, обладать выдержкой и успешно взаимодействовать с людьми.
Чтобы загорелся спортивный интерес, вы можете перейти на “Соревнования”, где сможете пройти дуэль по определенной теме с любым участником. Это стимулирует лучше развиваться, запоминать и работать над собой.
Вам будет предоставлена индивидуальная программа. Подробнее о возможностях сайта читайте тут, а мы рассмотрим несколько тренажеров, тренирующих логику.
Логическое сравнение – помогает тренировать вычисления в уме, вы научитесь лучше ориентироваться в текстах и сможете без труда завершить дело, которое начали.
Пространственное сравнение – тренирует оценку ситуации со стороны, держит мозг в тонусе, вы постепенно забудете об ошибках внимания, рассеянности, сможете удерживать много информации в памяти одновременно.
Продолжи ряд – тренирует вербальную логику, вы научитесь проще ориентироваться в тексте, а также быстро в уме считать стоимость покупок, решать много задач в короткое время.
BrainApps
Сразу после регистрации вас ждет тест в виде игр на определение уровня развития ваших психических процессов. Также найдете 8 психологических тестов, которые помогут вам узнать новое о себе.
Тематика курсов перекликается с Викиум, но они по-другому устроены, поэтому никто не мешает вам “брать сливки” сразу с двух сайтов. Все тренажеры сделаны в виде игр, вы проходите их довольно быстро, что мотивирует на дальнейшее развитие.
Сложная сортировка – игра-тренажер, где из приведенных вариантов нужно выбрать тот, что соответствует образцу по цвету и форме. Вы сортируете все показанные фигуры. Тренирует переключение внимания и логику.
Подводные лодки. Вам нужно быстро ответить на вопрос о движении лодок
Тренирует скорость и логику мышления, память и внимание
Копилка. Здесь нужно визуально оценивать количество денег в каждой из 2 копилок и выбирать, где больше или меньше. Очень увлекает, кроме интереса, тренирует скорость и пространственность мышления, память и логику.
Резюме
Как развивать свой мозг? Во-первых, обеспечьте оптимальные условия для совершенствования интеллекта – высыпайтесь, питайтесь правильно, двигайтесь, отдыхайте и меняйте сферы деятельности. Во-вторых, медитируйте и занимайтесь музыкой. В-третьих, используйте упражнения для развития интеллекта, которые помогут день ото дня повышать ваш IQ. В-четвертых, учитесь размышлять над сложными вопросами. В-пятых, творите и сочиняйте истории, стихи, рассказы. Занимайтесь развитием мозга регулярно и совсем скоро вы заметите, насколько сильно изменится мыслительный процесс, улучшится память, усилится концентрация внимания.
Заключение
Теперь вы знаете эффективные способы, как развить свой мозг. Вы можете применять сразу несколько из приведенных методов, создавая собственный комплекс. Это поможет вам добиться поставленных задач и существенно улучшить интеллектуальные способности.
Главное в этих заданиях – это регулярность. Если не использовать полученные знания, то со временем крепость синоптических связей будет снижаться, и вы можете забыть сведения. Сохраняйте данную страницу в закладках, чтобы иметь быстрый доступ к данной информации.
Развивайтесь и постоянно учитесь, ведь это тот путь, который может привести к счастливой жизни.