Основные формы мышления в психологии: суждение, умозаключение и понятие
Содержание:
- Позитивное мышление
- Основные формы мышления
- Классификация
- План развития
- Определение термина
- Как развить детское мышление: методы
- Виды мышления
- Для чего нужна человеку
- Мыслительные операции
- Развитие
- Тренировки
- Формы реализации мыслительных процессов
- Индивидуальные особенности мышления
- Какие бывают формы мышления на основе логики: примеры
- Рациональное и интуитивное мышление
- Процессы мышления.
Позитивное мышление
Позитивное мышление – гораздо больше, чем просто оптимистичное отношение ко всему. Это не игнорирование имеющихся проблем, не уход от них головой в песок. Это способность видеть множество решений даже, казалось бы, в безвыходных ситуациях. Сила позитивного мышления заключается в том, что это один из эффективных методов борьбы со стрессом, а умение справляться с ним есть залог сохранности здоровья. Причиной этому является:
- Уменьшение риска сердечно-сосудистых заболеваний. Стресс – одна из причин развития гипертонической болезни и атеросклероза сосудов.
- Повышение устойчивости к простудным заболеваниям. К примеру, студенты с низкими адаптационными возможностями по окончании такого стрессового события, как сессия, часто начинают болеть простудой.
- Личности, обладающие позитивным мышлением более склонны к ведению здорового образа жизни (регулярные физические нагрузки, правильное питание).
Влияние позитивного мышления на повседневную жизнь
Представьте себе ситуацию, в которой вам на тропинке встретился медведь. Вы почувствуете страх и мозг запрограммирует определенное действие – бежать от угрозы. С одной стороны, это эволюционно полезное чувство, которое помогает человеку справиться с экстремальной ситуацией. Но с другой стороны, оно ограничивает круг идей, которые могут прийти вам в голову. Негативные эмоции сужают ваш разум, фокусируют на конкретные действия. В тот же момент у вас может быть возможность залезть на дерево, взять палку, но все это будет казаться неуместным, когда перед вами стоит медведь.
Это полезный инстинкт, если вы пытаетесь спастись, но в XXI веке человек не сталкивается с подобными ситуациями. Тем не менее, человеческий мозг так и остается запрограммированным на негативные эмоции таким образом, что при этом ограничивается спектр идей, которые могут прийти в голову. Например, когда за вечер нужно сделать большой список дел, мы испытываем раздражение, которое будто парализует нас и не дает приступить к их рациональному выполнению.
У вас негативное мышление, если:
- После продуктивного рабочего дня вас похвалили за работу, вы приходите домой и вместо того чтобы искренне порадоваться за себя, начинаете думать, как выполнять еще больше задач.
- Когда происходит что-то плохое, вы вините исключительно себя. Например, отменилась встреча с друзьями и вам кажется, что они просто не хотят видеться с вами.
- Разлитая на одежду чашка чая наводит вас на мысль, что весь день пойдет насмарку.
Оптимистичные личности склонны к позитивному мышлению. Но и пессимисты могут оптимистично мыслить, если освоят определенные навыки.
Основные формы мышления
Как уже говорилось, основными формами мышления являются умозаключение, суждение и понятие. Данное разделение является условным. Сначала человек становится перед неким вопросом, на который у него отсутствует ответ, после чего он начинает размышлять. Формы мышления являются условными структурами мыслей, к которым приходит человек в результате своей мыслительной деятельности.
Достаточно сложно понять определение данных форм. Понятие сложно распознать, поскольку оно базируется на качествах, свойствах, приметах, которые могут быть значимыми и не значимыми. Именно на значимых приметах делаются понятия, в то время как не значимые качества могут меняться.
Понятие становится сложным, поскольку к нему может подходить любой предмет, который лишь частично или полностью имеет рассматриваемые качества. К примеру, треугольник отличается от других геометрических фигур лишь наличием у него трех углов. Однако форма, длина и прочие параметры могут совпадать с такими же параметрами иных геометрических фигур.
В общем значении понятие обозначает некое явление или предмет, который обладает определенными свойствами и параметрами. Оно обозначается словом и определяет данное слово. Так, люди пользуются различными терминами, зная их определение, значение. Это и называется понятием, которое отличается от восприятия и представления, которые имеют конкретность, наглядность, образность.
Суждение представляет собой процесс мыслительной деятельности, который обозначает связи между параметрами, качествами и отношением между предметами окружающей среды. Сутью суждения является отрицание или подтверждение некой взаимосвязи. Здесь могут использоваться как исключительно мыслительные процессы, так и быть задействованы органы чувств, память и пр.
Суждение бывает:
- Общим – отрицание или согласие с определенным качеством предметов или явлений, объединенных одним понятием.
- Единичным – выделение конкретного признака, присущего одному явлению или предмету.
- Частным – отрицание или согласие с наличием определенного качества или характеристики лишь у некоторых предметов или явлений, объединенных одним понятием.
Суждение направлено на выявление определенных признаков конкретного понятия. Их можно проверить практикой и фактическими доказательствами окружающей среды. При этом человек должен обладать нужно информацией обо всех тех процессах, которыми он оперирует, и понятиях, которые использует.
Умозаключение является формой выведения нового суждения на основе старых, которые сопоставляются и сравниваются. Выделяют 4 вида умозаключения:
- Индукция – форма мышления, когда человек переходит от частного к общему. На основе частных предположений, качеств, событий делаются общие правила, выводы, умозаключения.
- Дедукция – форма мышления, когда человек переходит от общего к частному. Общие правила и нормы позволяют выявить частные качества, события.
- Аналогия – форма мышления, когда выделяются значимые признаки некоторых предметов и делаются выводы.
- Предположение – незаконченная форма мышления, которая не имеет под собой доказательств. Она лишь выдвигает теории, которые могут быть подвергнуты критике и нахождению иных доказательств, опровергающих ее.
Индуктивное умозаключение базируется на изучении многих предметов, сборе информации. Выявляя схожесть и отличия, можно сделать определенные общие выводы. Обобщая, человек выводит общие формулы и понятия.
Наиболее часто используемой формой мышления является индукция. Наивысшей формой мыслительного процесса является словесно-логическая, которая отображает сложные взаимосвязи, выводит понятия, решает теоретические задачи, делает выводы.
Классификация
Мыслительный процесс классифицируется зависимо от разных факторов. Они появлялись на протяжении развития психологической науки под влиянием различных отраслей, учений, теорий.
Виды
Мышление можно разделить на две больших группы: теоретическое и практическое. К первым относится абстрактное мышление, которые часто называют словесно-логическим. Оно строится на суждениях, понятиях. Субъект сравнивает предметы, ситуации, явления, анализирует их, основываясь не только на собственном суждении, но и на мнении окружающих. Это возможно только в том случае, если человек в идеале владеет речью, имеет обширный запас знаний, навыков, умений.
Практические виды мышления в психологии:
- Образное. Строится на восприятии, представлениях. Такие мыслительные процессы свойственны архитекторам, художникам, парфюмерам, модельерам, поэтам. Они начинают проявляться уже в школьном возрасте. Некоторые образные мыслительные процессы наблюдаются в поведении высших животных.
- Наглядно-действенное. Проявляется во внешних действиях. Такие мыслительные процессы строятся на преобразовании сложившейся ситуации для решения насущных проблем.
Теории
Существует несколько теорий мыслительных процессов, которые имеют как сильные, так и слабые стороны:
- Ассоцианистская — строится на одноименной философской теории. Ее цель в том, чтобы сделать ум проще, сократив его до совокупности элементарных идей, ощущений. Чтобы связать между собой идеи, события, используются ассоциации. Главный недостаток этой теории в том, что с ее помощью невозможно решить проблематику творческого мышления. Из-за этого творческое начало считалось врожденным, а не приобретенным.
- Бихевиористская. Последователи этой теории утверждают, что мышление — одна из форм приспособления к новым условиям. Бихевиористы подвергались критике исследователей других направлений психологической науки, поскольку учитывали только наблюдаемое поведение, отвергая то, что скрыто от глаз.
- Теория гештальта. Последователи этой теории критиковали понятие, по которому утверждалось что разум — пассивная совокупность примитивных идей, которые объединяют ассоциациями. Они изучали проблемы психологии мысли, описывая их со стороны восприятия. Проведя несколько практических экспериментов, последователи этой теории предоставили явные различия между непродуктивным и продуктивным мыслительным процессом.
- Периферическая теория. Ее последователи занимались изучением периферической нервной системы. Согласно теории, человеческий мозг — одна из составляющих частей процесса мышления. При восприятии новой информации задействуется психика, тело, мозг.
- Психоаналитическая теория. Известнейшее учение Зигмунда Фрейда затронуло изучение мышления. Ученый утверждал, что после рождения, проявляются нарциссические мыслительные процессы, которые постепенно превращаются в объективные.
Также можно выделить когнитивную теорию развития, которая была основана Жаном Пиаже. Ученый утверждал, что проявление мышления зависит от биологических процессов адаптации.
Формы
Существует несколько форм мышления:
- Суждение — форма, с помощью которой описывается взаимосвязь между явлениями, предметами. Помимо этого, может происходит отрицание.
- Умозаключение — форма, позволяющая делать различные выводы, которые строятся на ряде суждений. Умозаключения бывают дедуктивными, индуктивными.
- Понятие — еще одна форма мышления, с помощью которой отражаются существенные отношения, связи, свойства явлений, предметов.
При этом умозаключение относится к высшей форме проявления мыслительных процессов.
Уровни
Разделение мыслительных процессов на отдельные уровни обязано одному из основоположников когнитивной психологии — Аарону Беку. Уровни:
- Произвольные мысли — считаются поверхностными, контролируемыми, осознаваемыми.
- Автоматические — к ним относятся стереотипы, которые навязываются человеку в процессе воспитания.
- Когнитивные убеждения, базовые схемы. Это глубинные мыслительные процессы. Они возникают в области бессознательного, из-за чего сложнее всего изменяются под влиянием внешних факторов.
План развития
Этот список содержит конкретные шаги, которые помогут развить логику.
Развитие правильного мышления:
- Отсейте мечты и желания, которые никогда не исполнятся.
- Не тратьте на них свою энергию.
- Избавьтесь от вредных установок, которые в вашей голове имеют форму устойчивых мыслей. Замените их на полезные и правильные убеждения.
- Играйте в шашки, шахматы, решайте головоломки и специальные логические задачки.
- Медитируйте, чтобы научиться отключать поток мыслей.
- Гуляйте ежедневно не менее часа на свежем воздухе.
- Каждый час меняйте вид деятельности, чтобы держать мозг в тонусе.
- Устраивайте себе информационные диеты, чтобы избавлять сознание от ненужных мыслей и информационного мусора.
- Поставьте себе четкие цели, чтобы их было легче достигать.
- Занимайтесь спортом.
- Раз в месяц проводите анализ своей жизни, учитесь анализировать прошлое, чтобы логично поступать в будущем.
- Смотрите на мир реально.
- Читайте детективы, они научат строить логические цепочки.
- Ведите ежедневник и дневник. Письмо поможет структурировать свои мысли и избавиться от мусора в голове.
Меняя образ мыслей, мы меняем себя. Новое мышление даст возможность взглянуть на себя под новым углом. Вы приобретете полезные привычки, которые помогут эффективней справляться с повседневными задачами, научитесь лучше понимать мотивы и поступки людей, улучшите коммуникативные навыки, измените жизнь в лучшую сторону и выйдите на новый уровень развития.
Помните, что логика и правильное мышление идут рука об руку. Однако в погоне за строгой логичностью не забывайте о креативности. Ведь это то, что придает вкус жизни. Будьте творческими реалистами. Творите и созидайте!
Определение термина
Психология мышления представляет собой такой процесс отражения объективной (действительной) реальности, так как в ходе мыслительной деятельности образы, действия и предметы отображаются в человеческих мыслях согласно его мировоззрению и ментальности таким образом, что преобразуются из субъективных в объективные.
Смысловое значение этих отображенных образов направляется на разрешение противоречий, существующих в реальности и окружающих человека условий жизни, формируя в его сознании новые цели и планы, способы достижения этих целей, способные продемонстрировать объективную сторону природных и общественных сил, а также его личных возможностей.
Мышление в психологии — это формирование, использование и увеличение, накопленных человеком, знаний и опыта, реализуемое только в такой ситуации, когда оно направляется на решение определенного рода противоречий, которые существуют исключительно в реальном мире и имеют объективную форму осмысления. В процессе формирования мышления ключевую роль выполняет:
- понимание разных людей друг друга;
- средств и объектов совместно выполняемой ими какой-либо деятельности.
Как развить детское мышление: методы
Существуют несколько основных методик для расширения кругозора ребенка:
Больше разговаривайте с ним, объясняйте даже самые элементарные вещи. Применяйте в своей речи множество незнакомых ему слов, эпитетов, фразеологизмов
Делайте паузу, изменяйте темп и длину предложений.
Совершайте резкий переход от одной темы к другой или же очень детально описывайте каждую мелочь (описание песни, стихов или погоды) во всех красках.
Прогуливайтесь по не знакомым ему местам, обращайте внимание на все (дерево, куст, цветы, достопримечательность, животные, птицы).
Слушайте вместе музыку самых различных направлений от классики до рока.
Просматривайте изображения в книгах или семейные фотографии.
Виды мышления
С учетом задач, которые решает индивид, выделяют три направления мышления.
Наглядно-действенное | Восприятие окружающего и объектов напрямую, связанное с совершением реальных действий по преобразованию объектов. Формы мышления, применяемые в деятельности, где необходим практический анализ, комбинирование (конструирование, изобретение, шахматная партия). |
Наглядно-образное | Основано на образных представлениях, нужных для мысленного разрешения и преобразования ситуаций. Его особенностью является появление необычных мыслей и комбинаций объектов, предметов, сочетающихся невероятным образом. Применяется людьми, чья профессия связана с представлением объектов, явлений (актерская игра или игра на музыкальных инструментах, написание статей и книг). |
Словесно-логическое | Основа — логические операции с понятиями. Формы абстрактного мышления позволяют установить общественные или природные законы, работать над научными гипотезами и теориями, решать задачи. |
Данные виды мышления отражают поэтапное развитие интеллекта. У взрослых людей они определяются индивидуальными особенностями, связанными с родом деятельности, профессией. Любые виды и формы мышления всегда взаимосвязаны.
Для чего нужна человеку
Эйдетическая память — что это означает в психологии, примеры
Образная память – это альтернатива принципу «Повторение – мать учения», потому что она:
- Формирует целостный образ, воссоздавая недостающие ощущения;
- Активизирует все каналы восприятия;
- Повышает уверенность в себе, помогая запоминать информацию без стрессов, сохраняет здоровье психики;
- Превращает мыслительную деятельность в творчество;
- Освобождает время для чего-то более полезного, чем многократное повторение того, что нужно запомнить;
- Сводит обучение к пониманию;
- Позволяет человеку заниматься несколькими делами одновременно;
- Повышает темп работы;
- Может восстанавливать любую картину после быстрого взгляда на нее;
- Увеличивает объем информации, которую человек способен сохранять в сознании;
- Делает процесс забывания произвольным.
Детское восприятие мира
Мыслительные операции
В процессе мышления можно выделить конкретные приемы, или мыслительные операции, посредством которых конструируются новые понятия, выводятся суждения и умозаключения. Это — своего рода методы, которыми мы пользуемся в нашем мышлении.Список возможных мыслительных операций можно продолжать долго, приведем основные:
- Анализ/Синтез. Это — две противоположные мыслительные операции. Анализ (буквальные перевод — разложение) предполагает разделение целого на части или выделение отдельных качеств объекта, его структуры и т.п. Синтез, в свою очередь, объединяет части, качества, свойства в целое.
- Сравнение предполагает выделение общего и различного между двумя понятиями. Ему предшествует анализ — сначала мы выделяем отдельные свойства, а затем сравниваем два понятия на их основе.
- Обобщение, абстрагирование/Конкретизация. Обобщение и абстрагирование почти всегда применяются вместе. Обобщение представляет собой фиксацию существенных свойств данного класса объектов (ножницы — острые). В случае абстрагирования мы берем существенные свойства понятия как бы в отрыве от него самого (что есть острота сама по себе?). Конкретизация, напротив, связывает конкретный объект со всеми его характеристиками — как существенными, так и случайными.
Рис. 4. Основные формы мышления
Развитие
Считается, что развить мышление у взрослого человека невозможно, поэтому остается только накапливать различные знания, чтобы быть умнее, но это ошибочное мнение. Развить мыслительные процессы можно в любом возрасте. Для этого применяются различные упражнения.
Методики развития логики:
- Поставить перед собой два разных предмета, сравнить их. Все отличия записать на лист бумаги. При сравнении учитывать различные факторы. Чем больше отличий будет описано, тем лучше.
- Придумать два события, не связанных между собой. Попытаться установить между ними связи, описав при этом как можно больше логических цепочек.
Дополнительно к этому нужно читать больше книг, осмысливать прочитанное. Выводы записывать в отдельную тетрадь. Необходимо стараться находить противоречия автора, чтобы попытаться их оспорить. Рекомендуется больше играть в шахматы, морской бой, шашки.
Упражнения для развития образного мышления:
- Воссоздание образов. Мысленно представить близкого. Описать его особенности. После этого представить, что этот человек радуется или плачет. Вспомнить любое запомнившееся растение, дерево. Описать его в мелочах. Представить, как будет меняться дерево или растение в разное время года. Дополнить практику воспоминаниями о звуках.
- Развитие творческого воображения. Представить математический символ. Он не должен являться предметом из реального времени. Мысленно придать ему жизнь. Для этого нужно придумать привычки, характер, цели, поведение. Написать небольшой рассказ о том, как живой математический символ проводит свой день. То же самое можно делать с различными изображениями, символиками, звуками. Это позволяет развить фантазию, открыть к ней доступ.
Упражнения помогают развивать психику. Практиковать их можно как в детском возрасте, так и взрослым людям. Для изучения взаимосвязи человека с другими объектами, исследования внутренней стороны, запускаются мыслительные процессы. Мышление помогает людям оценивать окружающий мир опосредованно, что является основой для творческих начинаний.
Тренировки
Развитие креативного мышления и логики возможно только в том случае, если ум привык работать в разных направлениях. Развитие логического мышления необходимо тренировать, вот некоторые практические советы:
Изучение естественных наук
Возьмитесь за изучение науки, близкой вам по духу, которое вы оттягивали. Физика, химия или история, другие точные науки прекрасно стимулируют гибкость мышления. Они учат выстраивать причинно-следственные цепочки.
Используйте аргументированный спор
Вместо стандартного желания ответить «потому что я главный» или «так надо», пытайтесь донести до оппонента свою точку зрения без эмоций, конструктивно. Используйте логическое, а также креативное мышление, вариантов диалога может быть огромное множество, избавляйтесь от привычных фраз и реакций. Особенно интересен способ подведения собеседника к необходимому выводу путем косвенных утверждений, с которыми он изначально согласен.
Играйте в шахматы, нарды, шашки и карточные игры
Это потрясающая возможность для развития логического мышления. Ведь происходит обучение причинно-следственным связям, просчитывание ходов соперника заранее. Тренируется извлечение уроков даже из поражений. Таким образом, человек постепенно убирает из своей жизни негативное мышление.
Найдите иные способы использования предметов
Данное упражнение способствует отличному развитию креативного мышления у взрослых. Выберете один предмет, будь то коробка спичек или табурет. И найдите все возможные способы использования предмета не по прямому назначению. На спичках можно считать, выкладывать рисунки, а табурет использовать как подставку для елки. Креативьте.
Игра в ассоциации
Используйте противоположные смыслы возникающим ассоциациям к конкретным словам. Допустим, твердая вата, мягкое стекло, горячий лед. Это помогает нашему мозгу настроиться на иной лад, убрать негативное мышление.
Читайте книги с конца
Помимо понятных трудностей с выполнением этого задания, есть еще нюансы. Наш мозг привык к тому, что развязка может наступить только при совершении конкретных действий. Но как в жизни, так и в книгах, это не всегда верно. Порой самые неожиданные события приводят к тем результатам, к которым не должны были. Постепенный переход от развязки к предисловию поможет развенчать свои догадки и научиться абстрактному видению ситуации, а также развивает подвижность, гибкость мышления.
Расширяйте словарный запас
Услышав незнакомое слово, смотрите его значение в словаре. А также: какова история возникновения, изначальное значение и использование сейчас. Это поможет более многогранно смотреть на мир.
Слова наоборот
Находясь в транспорте или на улице, читайте вывески задом наперед. Это будет очень тяжело. Сначала будут получаться только короткие слова, а после вы овладеете способностью к чтению целых фраз! Это замечательная тренировка для мозга показывает, что бывают альтернативы. И, попав в проблемную ситуацию, будет легче увидеть другие варианты.
Придумайте то, чего не существует
Упражнение заключается в том, чтобы придумать животное или предмет, имя, которое не существует в природе. Леопанцыря или птицелиса, например. И в деталях все это представить или изобразить. Суть состоит в том, что очень тяжело придумать то, чего нет. Мозг все равно пытается свести все к знакомым формам, особенно у взрослых.
Порой негативное мышление берет верх, становится тяжело выполнить такое задание, которое кажется абсурдным. Умение абстрагироваться от знакомых форм и понятий, концентрироваться на еще малоизученных фактах, создавать принципиально новые вещи, станет полезным в любой профессии.
Разгадывайте анаграммы
Из перемешанных букв нужно составить слово. Развивает возможность быстро находить скрытый смысл, видеть непонятные, на первый взгляд, значения.
Используйте другую руку
Если вы правша – левую, если наоборот – правую. Во время выполнения обыденных дел смените руку. Это стимулирует работу обоих полушарий, улучшая концентрацию, активизируя новые нейронные связи, таким образом, стимулируя логическое и креативное мышление.
Формы реализации мыслительных процессов
Основными формами мышления называют следующие три.
Понятийная форма
Понятие – такая форма познания, которая шире представляет действительность, без ограничений. Оно отражает общие свойства объектов, явлений и ситуаций, которые, в свою очередь, имеют определенные характеристики:
- Существенные, т. е. имеющие неизменные свойства, не способные видоизменяться;
- Несущественные, т. е. меняющиеся под влиянием дополнительных признаков.
В случае с понятийной формой стоит отметить, что само «понятие» имеет определение как отдельное слово, не включенное в мыслительные процессы. Оно является содержательной частью отдельных объектов, описывающей свойство предмета, которое может быть абстрактным, не конкретным. В пример приводится высказывание о том, что невозможно наглядно вообразить скорость света, но мыслить о такой динамике можно.
Форма суждений
Выражение мыслей в форме суждений характеризуется в виде процесса или уже результата формирования мнения после получения обобщенной информации. Оно отражается в такой реакции индивида, как предположение, утверждение, заявление, критика и т. п. Суждение можно определить и как навык понимания, осознания связей. Определенное содержание суждения образуется по большей части на личном опыте или отношении человека к предмету или явлению. Форма суждений имеет два типа:
- Формальная форма суждений описывается как факт наличия взаимосвязи без сомнений в их истинности или ложности (трава зеленая, небо голубое).
- Эмпирическое суждение характеризуется как наблюдение за объектами или явлениями с возможностью проверить их истинность (в чужом огороде трава зеленее).
В процессе суждения человек анализирует полученные знания
Данная форма мышления также классифицируется по следующим видам:
- Общее суждение (обобщенные положения о предметах и явлениях);
- Частное суждение (понятие о группе объектов и явлений);
- Единичное суждение (как личное мнение).
Форма умозаключений
Умозаключение описывают как высший уровень умственной работы. В процессе данной формы мышления индивид анализирует полученные суждения, выводя другие, новые. Делается это посредством следующего мыслительного инструментария:
- Индукция – имея множество частных суждений, индивид составляет одно общее, иногда ставя некоторые условия на основе изучения предметов и явлений окружающего мира. Иными словами, пользуясь накопленными знаниями, можно составить общую картину о некотором объекте или событии;
- Дедукция – обратный индукции процесс. Имея общее представление о чем-то, можно вывести ряд детальных суждений, зная законы, правила и условия. Говоря проще, признак, характеризующий группу предметов, характеризует и каждый элемент в отдельности;
- Аналогия (традукция) – в данном случае происходит процесс сравнения, перенесение некоторого свойства с одного предмета на другой, при условии, что имеются сходства существенных признаков;
- Предположение – бывает, что индивид обладает неполной информацией, поэтому он предполагает возможные факты, впоследствии подтверждающиеся или опровергающиеся.
Формами мышления в психологии называют структуру мыслей. Получая некоторый объем знаний, человек анализирует их. Обзаведясь своим мнением об изучаемом объекте или явлении, он переходит к процессу умозаключения. В зависимости от количества имеющихся данных, индивид строит новые суждения, пользуясь мыслительным инструментарием, чтобы окончательно оформить представление о полученных знаниях.
Индивидуальные особенности мышления
Подобно другим психологическим процессам мыслительная деятельность у каждого человека индивидуальна. Выделим основные индивидуальные характеристики мыслительной деятельности.
Определение 4
Самостоятельность мышления — способность человека выдвигать задачи и находить решения самостоятельно.
Широта ума характеризуется познаниями человека. Чем разнообразнее области познавательной деятельности, тем шире кругозор. Человек отличается любознательностью, разносторонними интересами.
Определение 5
Глубина ума — способность понять сущность сложных понятий, умение увидеть проблему, невидимую другими людьми. Человек испытывает потребность в понимании причин возникновения какого-то события или явления, прогнозирует их дальнейшее развитие.
Гибкость ума характеризуется свободным мышлением, человек не испытывает влияния прошлого опыта в решении новых задач. Он способен быстро менять свои действия, если меняется обстановка.
Определение 6
Быстрота ума — умение быстро и легко разобраться в незнакомой ситуации, принять верное решение.
Быстрый ум сопровождают богатые знания, высокая степень развития мыслительных навыков. Быстрота ума зависит от типа психической деятельности человека, подвижности нервных процессов.
Определение 7
Торопливость — это не быстрота ума, а всего лишь отсутствие упорства и усидчивости.
Определение 8
Критичность ума — способность человека давать оценку своим мыслям и мыслям других людей.
Человек с критическим складом ума тщательно проверяет все положения и выводы, не расценивает свои суждения, как абсолютные и неоспоримые.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Какие бывают формы мышления на основе логики: примеры
Следуя логической структуре умственной деятельности, выдвигаются следующие процессы:
- сравнивание;
- анализирование;
- абстрагирование;
- синтезирование;
- обобщение.
Сравнительная операция основана на определении сходств и отличий между явлениями. Результатом выступает классификация, выступающая первичной ступенью теоретического понимания.
Очная консультация
Каковы особенности и преимущества очной консультации?
Консультация по скайпу
Каковы особенности и преимущества консультаций по скайпу?
Анализирование – процедура расчленения одного значительного объекта на различные части или признаки с последующим сравнением.
Синтез – с его помощью можно мысленно создать сложный предмет из аналитических составляющих.
Абстрагирование – выделяет значимые свойства и связи явлений и абстрагирует от незначительных. Это процесс детального изучения, в результате исследования формируются понятия.
Обобщение – упорядочение объектов по общим и существенным характеристикам.
Мыслительные операции происходят на основе логических, но это не всегда работает как механизм, в котором функционируют только разум и логика. Очень часто в этот процесс вмешиваются эмоции и полностью его изменяют. Так как эмоциональная составляющая имеет способность менять и стимулировать мыслительную деятельность. Чувства склонны придавать напряжение, стремление к цели и амбиции. Без эмоций продуктивность сводится к нулю, так же как и без логики, знаний и навыков.
Рациональное и интуитивное мышление
Рациональными являются виды и формы мышления, четко следующие логическим связям и ведущие к определенной цели без учета чувственной сферы. Отбрасывается сфера желаний, импульсов, предчувствий, переживаний и впечатлений. Если сложная ситуация погружает человека в бурю эмоций, он может взять себя в руки благодаря рациональному способу мышления. Рациональное мышление дает только четкие и беспристрастные характеристики объекта из любой сферы. Личные эмоции при рациональном мышлении отсутствуют, но оно не всегда является продуктивным. Выделяют такие формы рационального мышления, как понятие, суждение, умозаключение.
Иррациональное мышление, наоборот, осуществляется при отсутствии логики, целей и взаимосвязей. Интуитивный взгляд на ситуацию – это основа образного мышления. Оно не предполагает использования анализа. Интуитивные виды и формы мышления не требуют выражения в словесной форме. Язык, пусть и мысленно, необходим в рациональной сфере, основанной на словесно-понятийной базе. Результат интуитивного мышления зависит от вложения в образ личного и смыслового содержания, что необходимо творческим людям, создающим произведения искусства.
Понимание между людьми происходит просто, когда они оперируют рациональными понятиями, ведь их суть точно определена. Донести свои ощущения и чувства до собеседника довольно сложно. Чувства, выраженные через речь, уже не так будут восприняты слушателем. По поводу непонимания в общении Тютчев метко подметил: «Мысль изреченная есть ложь».
Процессы мышления.
Выделяют несколько основных мыслительных процессов (мыслительных операций), с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность.
Анализ – мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков. Анализ бывает практическим и умственным.
Синтез – мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое. Но синтез не является механическим соединением частей.
Анализ и синтез неразрывно связаны и дают всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, обеспечивает знание объекта в целом.
Сравнение – сопоставление предметов и явления с целью найти сходство или различие между ними. Благодаря этому процессу мышления мы познаем большинство предметов, т.к. мы познаем предмет, только приравнивая его к чему-то или отличая от чего-то.
В результате сравнения в сравниваемых предметах мы выделяем что-то общее. Т.о. образом на основе сравнения строится обобщение.
Обобщение – мысленное объединение предметов в группы по тем общим признакам, которые выделяются в процессе сравнения. Благодаря этому процессу делаются выводы, правила и классификации (яблоки, груши, сливы — фрукты).
Абстракция состоит в том, что, вычленяя какие-либо свойства изучаемого объекта, человек отвлекается от остальных. Путем абстрагирования создаются понятия (длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д.).
Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание (привести пример на правило).
Мышление как процесс решения задач.
Необходимость в мышлении возникает прежде всего тогда, когда в ходе жизни перед человеком появляется новая проблема. Т.е. мышление необходимо в тех ситуациях, в которых возникает новая цель, а старые способы деятельности уже недостаточны для ее достижения. Такие ситуации называются проблемными. В проблемной ситуации и берет начало процесс мышления. В ходе деятельности человек сталкивается с чем-то неизвестным, в деятельность сразу включается мышление и проблемная ситуация переходит в осознаваемую человеком задачу.
Задача – цель деятельности, данная в определенных условиях и требующая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств. Любая задача включает: цель, условие (известное), искомое (неизвестное). В зависимости от характера конечной цели различают задачи практические (направленные на преобразование материальных объектов) и теоретические (направленные на познание действительности, например, учеба).
Принцип решения задачи: неизвестное всегда связано с чем-то известным, т.о. неизвестное, вступая во взаимодействие с известным, открывает какие-то свои качества.
Мышление и решение задач тесно связаны друг с другом. Но эта связь не однозначна. Решение задач осуществляется только с помощью мышления. Но мышление проявляется не только в решении задач, но и, например, для усвоения знаний, понимания текста, постановки задачи, т.е. для познания (овладения опытом).