Мышление: определение понятия, виды и функции мышления

Классификация

В психологии выделяют виды мышления в зависимости от способа, которым человек приходит к выводам:

  • Наглядно-действенное – познавательная деятельность, основанная на восприятии конкретных объектов и манипуляций с ними;
  • Наглядно-образное – опирается на образы и суждения, позволяет использовать конкретные образы для иллюстрации умозаключений;
  • Словесно-логическое – опирается на логические конструкции и умозаключения. Способно рассуждать об отвлечённых понятиях;
  • Предметно-действенное – близко к наглядно-действенному. Используется для решения прикладных задач;
  • Эмпирическое – использование пережитого опыта для умозаключений.

Каждому человеку в той или иной мере свойственны все типы. Словесно-логический или абстрактный тип развивается позже остальных. Характерен только для человека. Другие типы в разной степени проявляются у некоторых животных. В сущности, абстрактное мышление позволяет человеку использовать широкий понятийный аппарат и передавать знания через опосредованные источники – книга, обучающий фильм и т.д.

Основные виды мышления

Существует несколько типов классификаций мышления, виды же этого процесса, представленные в данной статье являются общепринятыми. Согласно этой классификации мыслительные процессы бывают нескольких видов, а именно:

  • Абстрактное — это такое мышление, при котором применению каких-либо понятий сопутствует их символизация;
  • Логическое — такой вид осмысления, во время которого применяются правила логики, различные логические конструкции и таблицы, а также готовые понятия. Исходя из вышеперечисленных определений, можно утверждать, что абстрактно-логическое мышление — это своеобразная форма мышления, суть которого строиться на применении символики и понятий, а также логических конструкций;
  • Дивергентное — особая форма мыслительного процесса, предполагающая, что при ответе на один и тот же ответ может существовать неограниченное количество различных ответов, обладающих равной долей правоты и верности. Конвергентное (консервативное, ригидное) мышление же мышление отличается тем, что подразумевает единственно верное решение той или иной задачи;
  • Наглядно-действенное — это особый тип мышления, заключающееся в осуществленной на практике с реально существующими предметами преобразующей деятельности. Наглядно-образное — тип мыслительного процесса, отличающееся от наглядно-действенного тем, что преобразовательная деятельность происходит не с реальными, а с образными предметами. Образное мышление — в ходе этого мыслительного процесса деятельность осуществляется только с образами, при этом образная логика превалирует;
  • Практическое — это форма мышления, направленная переосмысление действительности, находящейся вокруг человека, путем установки определенной цели, формирования планов, активно воспринимая и манипулируя при этом реально существующими предметами;
  • Теоретическое — это мыслительный процесс, отличительной чертой которого является его направленность на открытие законов, правил и свойственных характеристик того или иного объекта. При этом мыслительном процессе производится не только умственные операции с понятиями теоретического характера, но и сам путь, позволяющий применять эти теоретические понятия в ситуации, требующей их использование. В качестве примера подобного вида мышления можно назвать фундаментальные научные труды и монографии;
  • Творческий тип — это мыслительный процесс, которому свойственно созидание субъективно нового, ранее никем не созданного, продукта и какие-то новшества, возникшие в процессе созидания и познания этого нового продукта. Новшества, созданные в ходе этой мыслительной деятельности, относятся к мотивации, целенаправленности, оцениванию и осмыслению. Творческое мышление, которое не похоже на процесс использования ранее известных знаний и навыков, принято именовать репродуктивным;
  • Критический тип мышления-психология подразумевает под этим типом мышления умственную проверку возможных вариантов решения поставленной задачи с целью определения их совместимости и области вероятного использования;
  • Вербально-логическое — одна из форм мыслительного процесса, в котором используются понятия и конструкции логики. Существование этого типа мыслительной деятельности осуществляется при помощи языковых приспособлений, оно представляет собой заключительный этап становления мышления с точки зрения его истории и онтогенетики. В его структурном составе развиваются и используются разнообразные обобщения и их виды;
  • Пространственная форма — это совокупность мыслительных, оперативно-последовательных, преобразований пространственного типа и симультанного, образного представления об объекте, использующего все его разнообразие и способность к изменению его качеств, непрерывное видоизменение предоставленных мыслительных планов;
  • Интуитивное — это один из многих видов мышления, характерными особенностями которого является быстрота его осуществления, отсутствие наличия структуры и этапности, а также слабая осознанность этого процесса;
  • Реалистическое, аутическое мышление. Два противоположных типа мышления, суть последнего из которых заключается в том, что человек уходит от реальности в мир своих внутренних переживаний и фантазий;
  • Также существует произвольное мышление и его антипод — непроизвольное.

Что мы понимаем под мышлением

Под мышлением следует понимать процесс познания и моделирования реальности при помощи обобщенных и опосредованных умозаключений, полученных на основании деятельности человека. Философы всех времен ставили акцент на процессе мышления, как на отличительной черте человеческого естества. По словам Декарта, мышление подтверждает наличие жизни внутри личности.

В ходе мышления становится «осязаемой» мысль, рождается понятие, оживает идея. Процесс мышления противопоставляется ощущению и восприятию, как низшим формам сознания, свойственным и миру животных.

Мышление наполняет смыслом деятельность человека, выступает в качестве опоры для развития науки, искусства. Исходя из этого, многие результаты труда имеют кроме прагматического, и символическое значение: к примеру, внешний вид и расположение архитектуры, материал построения здания имеют не меньший смысл, чем его прямое назначение.

Мыслительные операции, прежде всего, проявлялись, как практические, а затем они преобразовывались в теоретические. Поэтому действие представляет собой первичную форму мышления по сути. Опыт подтверждает зависимость качества выполнения поставленной задачи от озвучивания ее формулировки.

Отличительной чертой мышления в сравнении с остальными формами сознания является способность получать информацию опосредованно. Процесс осуществляется с помощью функций мозга — дедукции и аналогии.

Процесс

Мало кто из людей задумывается над тем, как нужно правильно мыслить. Сам процесс происходит автоматически. Все начинается с подготовки, которая позволяет определить условия проблемы.

Важно! Последовательность этапов познавательного процесса строгая и не может нарушаться. Второй этап более объемный – поиск решения

Он осуществляется на основе уже имеющегося опыта или предполагает формирование нового алгоритма. Процесс познания не всегда приводит к положительному результату. В случае отрицательного опыта наступает разочарование

Второй этап более объемный – поиск решения. Он осуществляется на основе уже имеющегося опыта или предполагает формирование нового алгоритма. Процесс познания не всегда приводит к положительному результату. В случае отрицательного опыта наступает разочарование.

Иногда у человека появляется инсайт, т.е. внезапное озарение. Это выражается в виде мысленного мгновенного решения проблемы. Происходить такое явление может у уверенных людей, которые собирают большое количество информации и верят в свой успех.

При дивергентном мышлении разрабатывается гипотеза, которая подтверждается или опровергается в ходе изучения ситуации. При таком типе развиваются творческие способности. При интуитивном познании индивид больше полагается на чувства и ощущения, которые ему подсказывают, какой вариант лучше выбрать.

Виды и характеристики

Познавательная деятельность является вершиной развития людей. Именно она отличает их от животных. Мыслительные процессы в психологии представлены в разных вариантах – все зависит от цели и вариации мировоззрения.

При критическом мышлении индивид оценивает ситуацию и выбирает наиболее верный путь решения. Он может понять, какой способ не даст ему нужного результата, а какой наиболее вероятно приведет к победе.

Абстрактное мышление позволяет рассуждать о нематериальных объектах. Например, человек может искусственно смоделировать ситуацию и ее последствия. Так же он размышляет о философских понятиях: что такое зло, добро, удача и т.п.

Позитивные размышления позволяют сохранять жизнерадостность. Это облегчает индивиду существование и поддерживает его уровень здоровья, так как постоянные стрессы и переживания приводят к проблемам.

Еще один вид мышления – логическое. С его помощью устанавливаются причинно-следственные связи. Обработка информация позволяет индивиду делать определенные выводы. Этот тип важен для следственной работы, военных действий и т.п.

Некоторые психологи отмечают, что развитие интернета позволило сформироваться новому виду мышления – клиповому. Оно может осуществляться за счет того, что человек воспринимает большой объем информации и делает на ее основе выводы, т.е. теряется способность к самостоятельному анализу.

Бессознательная мыслительная деятельность

Мышление – это не только уровень сознания, но и бессознательная сфера. Взаимодействия этих сфер и переходы мышления из первого состояния во второе и наоборот достаточно сложны.

В результате взаимодействия сознания и бессознательного всегда приходит решение задачи

Для этого важно развивать целенаправленность мышления. Решение иногда приходит и как побочный продукт главной цели

Взаимодействие осознанного и неосознанного – это связь прямого и побочного продуктов мыслительных действий. Неосознанное так же влияет на человека и его действия, хотя и не остается в сознании, не выражается через речь. Побочный (неосознанный) результат мышления образуется под влиянием тех же образов, явлений, но он не является важным для достижения цели.

Что это такое?

Мышлением именуют активный познавательный процесс, который проявляется в опосредованном и обобщённом отражении объективного мира.

В психологии существует следующее определение: мышлением называется совокупность мыслительных работ, включающих восприятие, внимание, образование ассоциативных цепочек, рассуждения, умозаключения. Умственная деятельность является одним из высших проявлений психического процесса личности и представляет собой внутреннюю систему моделирования закономерностей, существующих в мире, возможность прогнозирования различных вариантов развития событий, анализа и аккумуляции своеобразной истины

Во время умственного акта задействованы эмоционально-волевые стороны индивида. Они проявляются в виде мотивов и побуждений, во имя которых субъект готов размышлять, рассуждать, искать пути решения проблем. Обществознание считает мыслительный процесс сложным социально-историческим явлением, совершенствование которого связано с увеличением абстрагирования и обобщения.

В философии рассматривается соотношение материи и мыслительного акта. Это значит, что философия ищет возможности и пути познания окружающей среды через мышление, которое неразрывно связано с трудовой и речевой деятельностями, потому что отражение различных отношений между понятиями осуществляется в словесной форме. Язык, мышление и культура настолько тесно переплетены, что функционировать друг без друга не могут.

Главной особенностью умственной деятельности является способность человека мыслить и решать те или иные задачи, возникшие во время познания или практической деятельности. С этой целью личность прибегает к применению законов, правил, понятий. Культура мышления зависит от степени овладения личностью приёмами и нормами умственного процесса, а также от умения чётко формулировать проблемы, находить эффективные пути их решения, делать обоснованные выводы.

Мыслительному процессу присущи некоторые особенности:

  • он носит опосредованный характер: при установлении связи и отношений между предметами и явлениями личность опирается на собственные ощущения и восприятия, а также на свой опыт;
  • в процессе умственной работы субъект использует существующие знания об общих положениях и закономерностях действительности;
  • человек имеет свойство представлять отражение связей и отношений между явлениями отвлечённо и обобщённо;
  • мышление находится в неразрывном единстве с языком и культурой;
  • умственная работа опирается на общественную практику индивида и его труд.

Характеристика основных видов мышления

Можно выделить два основных вида мышления:

  • теоретическое;
  • практическое.

Первое позволяет мыслить об отдаленных предметах и ситуациях, не находящихся в поле зрения, второе требует непосредственного участия органов чувств: зрения, осязания, обоняния и слуха.

Тип  теоретического мышления человека можно разделить на:

  • понятийное – оно основано на уже имеющейся информации в виде устоявшихся понятий, на базе которых строятся новые выводы;
  • образное – когда в процессе рождения мысли сознание использует образы, воссоздавая их из памяти;
  • абстрактно-логическое – не использующее образы и формы, его применяют, когда нельзя положиться на наглядную форму.

Практическое мышление делится на:

Наглядно-действенное – осуществляется в процессе работы с предметами. Ярким примером такого мышления может стать процесс собирания пазла ребенком. Во время игры происходят тактильный контакт, мышление, рождение вывода.

Ребенок и пазл

Наглядно-образное – возможно при использовании образов, как дополнение к наглядной картинке. Примером такого мышления может стать дизайнерская работа, в которой человек видит имеющийся интерьер и, используя образы, размышляет на тему перестановки, ремонта или новой мебели.

Также мышление может быть аналитическим и интуитивным, в зависимости от степени развернутости во времени. Аналитическое мышление задействует логику и опыт и требует времени. Интуитивное основывается на ощущениях и отличается высокой скоростью протекания.

По степени новизны различают:

  • репродуктивное – рождающее выводы на базе имеющихся навыков, чаще всего по аналогии с каким-то примером;
  • продуктивное – создание решения на базе собственной изобретательности.

Продуктивное мышление

Понятие абстрактного мышления

Мышление формирует картину мира, помогает в решении жизненных ситуаций, достижении успехов и возможности человека называться таковым. Простыми словами, мышление – ясное понимание явлений, предметов и фактов. Человек мыслит обобщенно при догадках, предположениях и формировании общих выводов. Так проявляется абстрактное мышление, которое называют также обобщенным.

Наука определяет абстрактное мышление как человеческую способность мыслить не конкретными категориями, а обобщенно. Мир рассматривается не детально, а целостно. Не учитываются догмы и правила, расширяются границы познания, ситуация воспринимается с неодинаковых сторон. Неординарное решение проблем возможно благодаря мышлению абстрактными категориями.

Бытовые ситуации – самая часто используемая сфера задействования способности мыслить абстрактно. Приведем пример: при виде парня на лавочке у подъезда, щелкающего семечки, возникает мысль, что он бездельник. В такой ситуации рассуждения основываются на собственных представлениях человека. Но они отличаются от действительности.

Причиной того, что парень сидит на скамейке и ест семечки, может быть:

  • желание отдохнуть после работы патрульным на территории стройки;
  • выходной день, когда человек свободно распоряжается временем;
  • ссора в компании или дома, что заставила его обдумать ситуацию, щелкая семечки;
  • борьба с курением – вредной привычкой.

У парня могло случиться много различных событий. Абстрагируясь от конкретной ситуации – он сидит на лавочке и ест семечки, можно учитывать различные точки зрения.

Абстрактное мышление – это приблизительное мышление. В повседневности оно полезно, поскольку выводит человека из тупиковой ситуации, когда трудно найти решение

Абстрагируясь, можно учесть то, на что раньше не обращали внимание (сделать анализ или синтез мыслей)

В определении абстрактного мышления используется слово «логическое». Логика задействуется при оперировании абстракциями – единицами измерения, закономерностей, качеств предметов или явлений. Человек мыслит абстрактно-логическими категориями, когда пользуется тем, что не подлежит оценке тактильными ощущениями: слухом, зрением, нюхом.

Математика – сфера познания, где активно задействовано абстрактно-логическое мышление. Наука объясняет явления, физически отсутствующие в реальной жизни. Примером служит цифра 5: ее невозможно ощутить, увидеть или услышать, но человек понимает, что она обозначает 5 единиц, сложенных вместе.

Как пример рассматривают языки народов мира. Буквы, слова, предложения и тексты – не существующие в физическом мире вещи. Человечество создало алфавит – способ выражать свои мысли и передавать их другим.

Нахождение общего языка между людьми возможно благодаря восприятию и пониманию слов, распознаванию букв, устному или письменному строению предложений. Абстрактное мышление и речь тесно взаимосвязаны между собой.

Смотрите видео о абстрактном мышлении:

В чем польза

Этот тип мышления задействуется при неопределенных, неизвестных или непонятных ситуациях, которые не способен решить интеллект. Использование логики и абстракции помогает найти и определить окружающие явления.

На практике абстрактное (абстрактно-логическое) мышление дает следующие возможности:

  1. Выделение характеристик явления и предмета по отдельности.
  2. Отвлечение от ограничений, которые накладывают обстоятельства.
  3. Обобщение.
  4. Конкретизация.
  5. Соответствие частного общему и наоборот.
  6. Классификация и систематизация информации.
  7. Избавление от лишнего и выделение нужного.
  8. Анализ действительности.
  9. Формирование общей картины благодаря соединению отдельных сведений.
  10. Вычленение составляющих одного целого.

Человек наделен перечисленными мыслительными способностями, но у каждого они развиты по-своему и проявляются неодинаково. Для получения практической пользы способности можно совершенствовать.

Понятие позитивного мышления описаны здесь, а как научиться мыслить позитивно, узнайте, тут.

Что это такое

Считается, что познавательная деятельность достигает своего совершенства только у людей. Мышление это в психологии высшая психическая функция. С ее помощью человек ориентируется в пространстве, накапливает опыт, формирует представления о мире.

Для того чтобы понять, что такое мышление, необязательно разбираться в особенностях работы центральной нервной системы. Достаточно понимать детали процесса.

Познавательная деятельность – это восприятие окружающего мира. Обобщенное и опосредствованное отражение действительности позволяет индивиду делать умозаключения. Например, если он видит на улице снег, то делает вывод о низкой температуре и необходимости теплой одежды.

Термин рассматривается не только в психологии. Он встречается и в философии. Еще античные мыслители рассматривали процесс познания как способ получить истину и мнение. Позже Аристотель создал науку логику. Она позволила выделить новые понятия: умозаключение, суждение.

Декарт полагал, что процесс познания – это нечто бестелесное, единственный атрибут души

В XVII веке мышление начало активно изучаться психологами, но в то время рассматривалось отдельно от психики. Только в XX веке ситуация изменилась, хотя каждая психологическая школа имела свои представления о мышлении и определении процесса:

  1. Феноменология определяла процесс познания как систему интеллектуальных операций, которая имеет врождённую природу.
  2. Гештальтпсихология: мышление – это процесс переструктурирования проблемы с помощью инсайтов (внезапных озарений).
  3. Психоанализ: мышление – это бессознательный процесс, который зависит от мотивов и потребностей.
  4. Бихевиоризм – в процессе познания формируются связи между стимулами и реакциями.

В советской психологии придерживалось мнение, что мышление формируется только в ходе деятельности. Под термином понимали способность индивида решать задачи и преобразовывать действительность. Считалось, что мышление является врожденным умением.

Индивидуальные особенности мышления

Каждый человек индивидуален. Соответственно мыслительная деятельность у людей отличается:

  • глубиной (возможность проникать в суть сложных вопросов);
  • широтой (возможность обрабатывать весь вопрос полностью, включая детали);
  • самостоятельностью (поиск решения проблемы без посторонней помощи);
  • гибкостью мысли (свобода от предыдущих пунктов, возможность быстрой смены действий при изменении обстановки);
  • скорость мышления (умение быстрого ориентирования в ситуации, ее обдумывание, а также умение быстро находить верные решения);
  • торопливостью ума (не обдумывая полностью вопрос, мыслящий спешит дать решение);
  • замедленность мышления (причиной этого фактора может стать тип нервной системы человека, ее малая подвижность);
  • критичностью ума (способность объективно давать оценку своим и чужим мыслям).

Также к индивидуальным особенностям мыслительного процесса относят использование таких типов мышления как:

  • наглядно-действенный;
  • наглядно-образный;
  • абстрактно-логический.

Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться

Все услуги

Решение задач

от 1 дня / от 150 р.

Курсовая работа

от 5 дней / от 1800 р.

Реферат

от 1 дня / от 700 р.

Определение

Абстрактное мышление – это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия. В современном мире многие работодатели очень ценят подобные способности у своих сотрудников, это обеспечивает нестандартное решение проблем, новые оригинальные проекты. Развить абстрактное мышление у ребенка – это важная задача для его родителей, так как во многом это залог его успеха в будущем.

Формы

Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:

  1. Понятие.
  2. Суждение.
  3. Умозаключение.

Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.

Суждение является особой , которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.

Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.

Умозаключение является , благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.

Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.

Типы мышления

В психологии выделяют несколько видов мышления. Это разделение является отражением возможности человека сочетать слово, действие и мысль или образ. Психологи подразделяют их таким образом:

  1. Конкретно-действенное или практическое.
  2. Конкретно-образное или художественное
  3. Словесно-логическое или абстрактное.

Особо стоит сказать о словесно-логическом типе, так как именно он сопровождает все значительные достижения человечества.

Особенности

Как уже неоднократно говорилось, именно такой тип мышления лежит в основе эмпирической познавательной функции. Психологи все время пытаются усовершенствовать и конкретизировать процессы, которые происходят у нас в сознании. Принято разделять несколько направлений в абстрактном мышлении, основываясь на задачи, которые пытается решить человек:

  1. Идеализирующие.
  2. Обобщающие.
  3. Примитивно-чувственные.
  4. Изолирующие.
  5. Актуальной бесконечности.
  6. Конструктивизации.

Идеализирующая форма предполагает замещение реальных понятий идеалами. Это значительно затрудняет анализ окружающего мира, так как очень сложно найти идеал или применить идеальное решение к реальным обстоятельствам. Представления человека являются абсолютно идеальными. Пример: «совершенно белый снег».

Обобщающий тип – основное оружие математиков. Он характеризуется восприятием объекта мысли в общем, лишая его деталей и конкретики, а значит, делая его немного оторванным от реальности.

Примитивно – чувственный тип заключается в абстрагировании от некоторых свойств явлений и предметов, в то время как другие их свойства выходят на первый план. Этот тип является основным в любой деятельности человека, поскольку отвечает за восприятие окружающего мира.

Изолирующий тип заключается в концентрации внимания на одной, наиболее значимой для человека детали, в то время как на остальной предмет он не обращает должного внимания.

Конструктивизация заключается в отвлечении от общих характеристик предмета или обстоятельства.

Также абстрактное мышление разделяют на:

  • формальное;
  • содержательное.

Одинаково ли у людей развита абстракция?

Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.

У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.

Классификация мыслительного процесса человека

Структура мышления:

  • наглядно-действенное (0-3 лет);
  • наглядно-образное (3-6 лет);
  • вербально-логическое и абстрактное (10-18 лет).

Рассмотрим каждый из них.

Наглядно-действительное мышление опирается на непосредственное восприятие объектов, преобразование которых происходит в момент взаимодействия с предметами.

Наглядно-образное мышление опирается на представления и образы. Т.е. человек представляет ситуации и изменяет в них то, что хочет получить в конечном итоге от своей деятельности, т.е. он преобразует ситуацию.

Словесно-логическое мышление опирается на логику операций с понятиями.

Как развить детское мышление: методы

Существуют несколько основных методик для расширения кругозора ребенка:

Больше разговаривайте с ним, объясняйте даже самые элементарные вещи. Применяйте в своей речи множество незнакомых ему слов, эпитетов, фразеологизмов

Делайте паузу, изменяйте темп и длину предложений.
Совершайте резкий переход от одной темы к другой или же очень детально описывайте каждую мелочь (описание песни, стихов или погоды) во всех красках.
Прогуливайтесь по не знакомым ему местам, обращайте внимание на все (дерево, куст, цветы, достопримечательность, животные, птицы).
Слушайте вместе музыку самых различных направлений от классики до рока.
Просматривайте изображения в книгах или семейные фотографии.

Развитие

Никто не рождается с полностью сформированным мышлением. Как и в случае других психологических функций, познавательная деятельность имеет несколько этапов:

  1. Сенсомоторный – длится с рождения до двух лет, заключается в активном изучении предметов окружающего мира.
  2. Дооперационный – длится с двух до семи лет. Действия проговариваются, малыш также стремится познать мир, отражательная способность мышления позволяет ему сформировать наглядные представления.
  3. Конкретных операций с предметами – длится с семи до двенадцати лет. Ребенок четко понимает, зачем он проводит то или иное действие, может следовать понятной инструкции, легко переключается.
  4. Формальных операций – длится с двенадцати до четырнадцати лет. Ребенок является полноценной мыслящей личностью, он может выполнять вычислительные и другие операции полностью в уме.

Все эти этапы происходят последовательно, они учитываются в педагогике.

Методика «Тип мышления»

На сегодняшний день психологами разработано множество методик, при помощи которых можно определить собственный тип мышления. Респонденту предлагается ответить на вопросы, после чего его ответы обрабатываются, и определяется доминирующий тип восприятия и обработки информации.

Методика «Тип мышления» показала, что редко встречаются люди, у которых тип мышления определен в чистом виде, чаще всего эти они комбинируются.

Стоит заметить, что существует множество различных упражнений, позволяющих тренировать и развивать определенные типы мышления. Так, типы творческого мышления можно развивать при помощи рисования, логического, как говорилось ранее, при помощи кроссвордов и ребусов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector