Мышление: что это такое и каким оно бывает
Содержание:
- Определение
- Суть и понятие
- Чем отличается от образного мышления?
- Что это такое?
- Методики
- Основные типы и их характеристика
- Методика измерения
- Свойства мыслительной деятельности
- Свойства и функции мышления
- Что мы понимаем под мышлением
- Скорость мышления
- Виды и характеристики
- Работа мышления
- История изучения мышления
Определение
Абстрактное мышление – это тип мышления, при котором человек абстрагируется от деталей и мыслит широкими понятиями, видит картину в целом. Такая особенность мозга позволяет выходить за рамки обыденного, идти к своей цели не зависимо от мнения других людей, совершать новые открытия. В современном мире многие работодатели очень ценят подобные способности у своих сотрудников, это обеспечивает нестандартное решение проблем, новые оригинальные проекты. Развить абстрактное мышление у ребенка – это важная задача для его родителей, так как во многом это залог его успеха в будущем.
Формы
Для того что бы понять суть мышления, стоит разобраться в том, какие формы оно имеет. Формы мыслительных процессов:
- Понятие.
- Суждение.
- Умозаключение.
Понятие – это способность одним или несколькими словами охарактеризовать предмет или явление по его наиболее важным признакам. Пример: серая кошка, ветвистое дерево, темноволосая девушка, маленький ребенок.
Суждение является особой , которая описывает предметы и процессы в окружающем мире, их взаимосвязь и взаимодействие. Оно может утверждать или отрицать какую-либо информацию. Суждение в свою очередь подразделяют на простое и сложное.
Пример простого суждения: «трава растет». Сложное суждение: «За окном светит солнце, следовательно, погода хорошая», оно имеет повествовательный характер.
Умозаключение является , благодаря которой на основании нескольких суждений человек делает вывод, который, по сути, будет обобщенным суждением. Умозаключение состоит из предпосылок и заключения. Пример: наступила весна, на улице потеплело, трава начала расти.
Абстрактное мышление позволяет не только свободно оперировать этими тремя понятиями, но и применять их в жизни. Часто в повседневной деятельности мы применяем все три формы абстрактного мышления сами того не замечая.
Типы мышления
В психологии выделяют несколько видов мышления. Это разделение является отражением возможности человека сочетать слово, действие и мысль или образ. Психологи подразделяют их таким образом:
- Конкретно-действенное или практическое.
- Конкретно-образное или художественное
- Словесно-логическое или абстрактное.
Особо стоит сказать о словесно-логическом типе, так как именно он сопровождает все значительные достижения человечества.
Особенности
Как уже неоднократно говорилось, именно такой тип мышления лежит в основе эмпирической познавательной функции. Психологи все время пытаются усовершенствовать и конкретизировать процессы, которые происходят у нас в сознании. Принято разделять несколько направлений в абстрактном мышлении, основываясь на задачи, которые пытается решить человек:
- Идеализирующие.
- Обобщающие.
- Примитивно-чувственные.
- Изолирующие.
- Актуальной бесконечности.
- Конструктивизации.
Идеализирующая форма предполагает замещение реальных понятий идеалами. Это значительно затрудняет анализ окружающего мира, так как очень сложно найти идеал или применить идеальное решение к реальным обстоятельствам. Представления человека являются абсолютно идеальными. Пример: «совершенно белый снег».
Обобщающий тип – основное оружие математиков. Он характеризуется восприятием объекта мысли в общем, лишая его деталей и конкретики, а значит, делая его немного оторванным от реальности.
Примитивно – чувственный тип заключается в абстрагировании от некоторых свойств явлений и предметов, в то время как другие их свойства выходят на первый план. Этот тип является основным в любой деятельности человека, поскольку отвечает за восприятие окружающего мира.
Изолирующий тип заключается в концентрации внимания на одной, наиболее значимой для человека детали, в то время как на остальной предмет он не обращает должного внимания.
Конструктивизация заключается в отвлечении от общих характеристик предмета или обстоятельства.
Также абстрактное мышление разделяют на:
- формальное;
- содержательное.
Одинаково ли у людей развита абстракция?
Ответ однозначен – нет. Каждый из нас наделен способностями, и у всех они разные, именно поэтому человечество так разнообразно в своих взглядах, интересах, стремлениях. К примеру, кто-то пишет стихи, а другой сочиняет прозу, одни не мыслят себя без музыки, а иные предпочитают рисовать в тишине. Такое разнообразие и позволяет социуму развиваться, совершать открытия во всех сферах жизни. Жить в мире, где все мыслят одинаково, разве это было бы интересно? Однако абстрактное мышление можно и нужно развивать.
У пациентов с олигофренией, умственной отсталостью и еще некоторыми поведенческими девиациями психиатры отмечают слабо развитое абстрактное мышление или его полное отсутствие.
Суть и понятие
Мышление — познание мира, осуществляющееся косвенным путем. Его можно назвать познавательной деятельностью, с помощью которой индивид может не ограничивать свои мысли, поступки материальным миром. Ему можно не придерживаться определенных рамок, которые возникают при визуализации объектов. Результаты активности проявляются в поступках, идеях, высказываниях.
Особенности мышления:
- этот процесс позволяет проводить творческую обработку представлений об окружающем мире;
- отражение окружающего мира, различных явлений посредственно;
- способность видеть как отдельные явления, предметы, так и связи, устанавливающиеся между ними.
Опосредованное познание возникает:
- Когда человеку не нужно покидать дом, чтобы узнать какая погода на улице, идет дождь или светит солнце.
- Если непосредственное сознание не может дать результатов. Это проявляется в результате влияния рентгеновских, инфракрасных, ультразвуковых лучей.
- Когда непосредственное сознание не помогает получить информацию из-за временных рамок. Это проявляется при археологических раскопках.
- При желании расширить границы познания.
- Активно проявляется при возникновении конфликтов.
Чем отличается от образного мышления?
Не стоит путать понятийное мышление и образное. Они различаются по ряду признаков. Первое дает обобщенную характеристику происходящего, которая появляется благодаря опыту, полученному человеком в разные отрезки своей жизни. Второе выхватывает из памяти некие образы. Картина воссоздается с помощью воображения и поэтому не всегда имеет очевидную связь с действительностью.
Есть и общие моменты – и тот, и другой вид мышления основан на собственном опыте, полученных знаниях и умениях. Однако понятийное мышление выключает фантазию, оно основывается лишь на достоверных фактах, точных данных, анализе конкретных цифр и явлений. Понятийное мышление как бы дополняет образное, корректирует его, выводит в более конструктивное и логическое русло.
Что это такое?
Если опираться на конкретное определение, то термин логическое мышление произошел от слов «логика» и «мышление». В философии логика определяется как наука, которая познает законы интеллектуальной познавательной деятельности и имеет предпосылки в античности. Она изучает методы, при которых можно узнать истину. Мышление – это психический процесс, позволяющий обработать ранее полученную информацию.
Если объединить логику и мышление, то мы получим некий процесс, где применяются логические конструкции. Когда такой процесс запускается в действие, то человек получает точные объективные знания и делает определенные выводы, в том числе и формальные. Кроме того, логика также причастна к созданию абстрактных понятий. Когда объединяются понятия, тогда систематизируется полученная информация. Такой процесс свойственен только человеку. Изначально личность получает абстрактную информацию, а потом связывает ее между собой. Именно так включается в этот процесс логика, состоящая из таких факторов, как анализ и синтез. Если говорить более точно, то анализ – это распад информации на отдельные части. Благодаря процессу наш мозг может определить суть информации.
Когда к анализу подключается синтез, то происходит объединение проанализированных информационных частей. Именно так и работает в нашем сознании логическое мышление. Нужно понимать: кто умеет мыслить логически, тот способен осуществлять эффективную мыслительную деятельность. Логическое мышление – это особая форма интеллектуальной активности человека. Рассмотрим основные этапы, которые лежат в основе научного, житейского, мифологического и художественного познания человека.
Для чего это нужно
Мы постоянно мыслим, мозг не прекращает деятельность ни на секунду. Человек обрабатывает тонны информации ежесекундно, и чтобы объективно оценивать происходящее, принимать верные решения и меньше ошибаться, надо полагаться на логику. Сначала это будет требовать усилий, но потом мозг будет принимать правильные решения автоматически, потому что натренируется.
Это не только одиночные умозаключения, а цепочка личностного поведения, образ жизни, часть индивидуальности. От каждого решения зависит будущее, даже если оно кажется незначительным. Овладев навыком логически мыслить, человек способен:
- подобрать рациональный способ решить жизненную ситуацию и найти выход;
- выбрать быстрый и эффективный метод достижения поставленных целей;
- заранее просчитывать шаги конкурентов, быть впереди и обходить их, предугадывая каждое действие;
- уметь вести дискуссии, светские беседы, научные дебаты и просто поддерживать разговор;
- высказываться грамотно, лаконично и понятно для всех;
- делать выводы на основе своих ошибок и становится лучше каждый день, благодаря грамотному самоанализу и рефлексии;
- критически подходить к другим людям и себе, трезво оценивать происходящее;
- овладеть ораторским искусством, влиять на других людей, приводя весомые аргументы;
- избежать манипуляций со стороны, не стать жертвой обмана и аферы;
- уметь компетентно отвечать на вопросы, выкручивать линию разговора в свою пользу, не попадать на уловки на собеседника;
- не поддаваться самообману и эффекту Барнума – субъективного подтверждения, основанного на высокой оценке точности характеристик своей личности из обобщенных выводов (гороскопы, тесты, соционика).
Методики
Для исследования мыслительного уровня применяют различные приёмы. Методика «Простые аналогии» помогает выявить характер логических связей и отношений между понятиями. В психологии существуют различные методы мозгового штурма, призванные противоборствовать однобокости и стереотипности человеческого мышления.
Большой популярностью пользуется метод Эдварда де Боно «Шесть шляп». Техника призвана нарушить привычное для мозга состояние мышления. Британский психолог предлагает 6 путей рассмотрения и решения одной проблемы. Данный способ представляет собой психологическую ролевую игру, в которой цвета шляп предполагают включение определённого режима мышления. Индивид, примерив одну из шляп, обязан включить соответствующий режим. Игра требует большой внимательности, так как головные уборы разного цвета применимы к любой сфере, связанной с умственным трудом. Проблему надо рассматривать не в борьбе идей и доводов, а в их единстве.
Полное видение ситуации появляется исключительно после примерки игроком всех 6 шляп.
Белый головной убор подразумевает поиск недостающей информации и применение уже известных фактов. Ретроспективный метод познания помогает выявить причинно-следственные звенья и закономерности в развитии имеющихся сведений.
Надев красную шляпу, человек должен прислушаться к своему внутреннему голосу. Интуиция и собственные ощущения играют большую роль на данном этапе. Личность рассматривает проблему через призму своих чувств
При коллективном обсуждении важно выслушать каждого субъекта, понять, что вдохновляет его, а также подоплёку предложенного решения.
В чёрной шляпе человек обязан почувствовать себя в роли пессимиста. Он должен просчитать все возможные непредвиденные обстоятельства и риски
Следует обратить внимание на слабые места идеи
Иногда позитивно мыслящие люди имеют склонность к нежеланию реально взглянуть на предполагаемые препятствия
Они недооценивают ситуацию. Здоровая доля критицизма должна обязательно присутствовать при продумывании новых проектов.
Жёлтая шляпа позволяет человеку взглянуть на проблему позитивно. Она настраивает на оптимистический лад. Нужно отнестись внимательно ко всем сильным сторонам идеи и в деталях рассмотреть преимущества каждого решения. Жёлтый головной убор особенно важен при появлении сомнений в успешности проекта.
В зелёной шляпе субъекту необходимо попытаться найти необычные пути решения проблемы. С этой целью нужно активизировать творческое мышление, поиск оригинальных взглядов.
Синюю шляпу рекомендуют надевать руководителю перед самым принятием решения. Он сначала ставит определённую задачу перед присутствующими, а в конце мероприятия подводит конечный итог.
Основные типы и их характеристика
Специалисты из разных областей психологии не могут сойтись в едином мнении не только относительно определения данного термина, но и его классификации. Здесь я расскажу о самых популярных видах мышления.
По содержанию
Выделяют следующие виды:
- Наглядно-действенное. Основывается на непосредственном взаимодействии с предметом в целях его изучения. Развивается у ребенка с рождения и примерно до 1,5 лет. Например, чтобы изучить устройство игрушки, ребенок может ее сломать, разгрызть, попробовать на вкус.
- Наглядно-образное. Предполагает восприятие мира через образы. Примеры: модельер придумывает новую коллекцию одежды, стилист создает новый образ, дизайнер работает над проектом. Такой тип преобладает у художников, поэтов, музыкантов.
- Абстрактное (словесно-логическое). Оперирование понятиями, которые человек не может потрогать, увидеть или услышать. При изучении какого-то предмета или явления человек берет за основу прошлый опыт и добавляет к нему свою фантазию.
По характеру решаемых задач
По характеру поставленных целей и выполняемых задач выделяют:
- Теоретическое (эмпирическое). Позволяет сравнивать, анализировать и классифицировать накопленные знания и представления, выражая их в форме норм, правил, законов, концепций.
- Практическое. Когда все теории проверяются на практике. Любые схемы, чертежи, проекты, планы преобразуют теоретические понятия в реальную действительность. Бестелесная мысль обретает физическую форму.
По степени развернутости
Выделяют такие типы:
- Дискурсивное (аналитическое). Мышление на основе логики и рассуждений. Оно максимально осознанно, растянуто во времени и имеет четкие этапы.
- Интуитивное. Основано на чувственном восприятии. Протекает быстро, минимально осознанно и не имеет выраженных этапов.
По степени новизны и оригинальности
По этому критерию выделяют:
- Репродуктивное. Базируется на уже готовых решениях, источниках и шаблонах. Направлено исключительно на воспроизведение полученных ранее знаний и образов.
- Продуктивное (творческое). Противоположно репродуктивному. Предполагает проявление собственной фантазии, воображения. Человек здесь выступает творцом, создает собственные оригинальные идеи и проекты.
По функциям
На основе выполняемых функций выделяют следующие виды:
- Критическое. Направлено на выявление недостатков в мышлении других людей.
- Творческое. Предполагает генерацию собственных идей, а не оценку чужих мыслей.
По степени рефлексии
Рефлексия – это взгляд внутрь себя самого, вглубь своего сознания, а также на результат собственных действий и их переосмысление.
Взяв за основу данное понятие, психологи выделили еще одну классификацию типов мышления:
Аналитическое. Позволяет нам разделять предметы, явления и ситуации на части и рассматривать их более подробно
Находить причинно-следственные связи, наблюдать, сравнивать, делать выводы и находить важное. Как правило, протекает долго и последовательно.
Интуитивное
Скоротечное по времени и неосознаваемое. В момент, когда интуиция делает свои выводы, не задействована ни логика, ни анализ.
Реалистическое. Делает выводы исключительно на основе доказуемых фактов. Благодаря ему человек может мыслить здраво, трезво и логично.
Аутистическое. Основывается на личных иллюзиях и ожиданиях. Часто встречается у людей искусства.
Эгоцентрическое. Как правило, развито у детей и взрослых людей с завышенной самооценкой. Для ребенка нормально считать себя центром мира, вокруг которого вращаются все события. У взрослых такое восприятие себя считается психологической проблемой или чертой характера.
По произвольности
Выделяют такие типы:
- Произвольное. Управляется сознанием и волей человека. Мыслительный процесс находится под контролем.
- Непроизвольное. Мыслительный процесс происходит сам по себе и не подчиняется усилиям воли человека.
Другие типы
Специалисты выделяют много типов и подкатегорий мышления. Чтобы не лезть в дебри узких классификаций, я приведу здесь лишь некоторые из них.
Помимо вышеперечисленных выделяют следующие типы:
- алгоритмическое,
- альтернативное,
- групповое,
- дивергентное,
- инновационное,
- комбинаторное,
- символическое,
- эмоциональное,
- математическое,
- проактивное,
- реактивное,
- клиповое,
- рациональное,
- количественное,
- научное,
- фиксированное,
- вербальное,
- нестандартное.
Если вам интересно, здесь можно посмотреть техники мышления.
Методика измерения
Основной метод выявления соответствующих особенностей характера — проведение психологических исследований в форме тестирования. Ответы на специально подобранные вопросы в тесте позволяют выявить наличие стандартных черт:
- сохранение ощущения от какого-либо стимула в течение длительного времени;
- проблемы с изменением привычной двигательной активности;
- длительное переживание событий, которые давно остались в прошлом;
- неспособность изменять привычные способы достижения целей;
- навязчивость представлений.
Следует учитывать, что человек может быть ригидным в одном проявлении и пластичным в другом.
Разнонаправленные вопросы тестов позволяют получить необходимую информацию. Выявить особенность психики можно и в результате проведения бесед.
Как правило, люди данного психологического типа тяжело входят в беседу и медленно переключаются с одной темы на другую.
Их речь отличается медлительностью и вдумчивостью.
Они анализируют информацию и в ответ предоставляют логически обоснованные выводы.
В ответ на поставленные вопросы даются конкретные ответы без отвлечения на посторонние моменты.
Свойства мыслительной деятельности
Наиболее развитая ступень генерирования мыслей – это мышление ассоциативное, абстрактное, или, как его еще иначе называют, творческое мышление. Но его используют отнюдь не всегда. Например, для решения бытовых проблем применяется мышление логическое, а для создания произведений искусства – именно творческое.
Мышление и деятельность человека между собой взаимосвязаны. Мыслительная деятельность по своему содержанию делится на научную, творческую и практическую. Классификация видов мышления происходит также в зависимости от его глубины. На этом основании выделяют теоретическое и эмпирическое мышление. Последний тип строится на основе опыта, и если рассмотреть этапы развития мышления, он – самый низший.
Рекомендуем: Абстрактное мышление — что это такое?
В свою очередь логическое мышление имеет более сложную структуру и направлено на решение самых разнообразных задач. Для него характерны соотношение интеллекта и воли, а также особенностей психики человека. Практический образ мышления связан с тем, как люди умеют вырабатывать планы, ставить цели, а также систематизировать разные понятия.
Аналитическое мышление неразрывно связно с практикой и основывается на предыдущих знаниях, а результатом его является создание теорий, построение закономерностей и обобщение опыта.
Стоит несколько слов сказать о таком понятии, как свойства мышления. Их существует несколько: логичность, направленность, объективность или субъективность, развитость или неразвитость и т.п.
Свойства и функции мышления
Все виды мышления выполняют четыре основные функции:
- понимание;
- решение задач;
- генерация собственных целей:
- рефлексия.
Функция понимания обеспечивает усвоение новой информации. Она дает возможность повторить услышанное, перефразировав на собственный лад предложения. С помощью понятия данные легче запоминаются, их проще вспомнить, применив логику к скудным вводным данным. Например, когда неопытный водитель приезжает в автосервис и по незнанию сообщает обывательским языком, что не нравится в работе автомобиля, а сотрудники автосервиса, имея понимание о механизмах, законах физики, последовательности работы узлов, могут выявить причину, полагаясь на логику, имея при этом скудные данные собственника.
Функция решения задач основывается на построении связей между событиями, прогнозировании явлений и выборе между доступными вариантами. Этой функцией человек пользуется непрерывно, ежедневно, многие уже дошли практически до автоматизма и приобрели функцию рефлексии. Когда решение конкретной задачи однажды удовлетворило индивидуума, в следующий раз он для решения этой же задачи воспользуется принятым решением, полагаясь на опыт, если эта задача повторяется регулярно, мышление рефлекторно выдает готовый результат, не подвергая выбранный путь сомнениям.
Генерация собственных целей – важнейшая функция в становлении личности и самосовершенствовании. Ставя перед собой задачи, человек способен развиваться, познавать новое, осваивать навыки, расширять область мышления. Это еще одна отличительная черта человека, неприсущая животным. Представители животного мира решают задачи, возникающие перед ними в связи с изменением погодных условий, наличия пропитания, брачных игр. Без влияния внешних факторов звери не будут учиться чему-либо. По этой причине особи, выросшие в неволе, имеют немного шансов на выживание в дикой среде – они выросли в условиях, обеспечивающих их пропитанием по часам, без прикладывания усилий. В дикой среде в короткий срок перестроить свое поведение животному сложно, одновременно учась бороться с естественной конкуренцией
Человек способен развивать свои навыки, тренировать умения не тогда, когда ему это жизненно важно, а когда это может пригодиться в будущем
Девушка учится водить
Что мы понимаем под мышлением
Под мышлением следует понимать процесс познания и моделирования реальности при помощи обобщенных и опосредованных умозаключений, полученных на основании деятельности человека. Философы всех времен ставили акцент на процессе мышления, как на отличительной черте человеческого естества. По словам Декарта, мышление подтверждает наличие жизни внутри личности.
В ходе мышления становится «осязаемой» мысль, рождается понятие, оживает идея. Процесс мышления противопоставляется ощущению и восприятию, как низшим формам сознания, свойственным и миру животных.
Мышление наполняет смыслом деятельность человека, выступает в качестве опоры для развития науки, искусства. Исходя из этого, многие результаты труда имеют кроме прагматического, и символическое значение: к примеру, внешний вид и расположение архитектуры, материал построения здания имеют не меньший смысл, чем его прямое назначение.
Мыслительные операции, прежде всего, проявлялись, как практические, а затем они преобразовывались в теоретические. Поэтому действие представляет собой первичную форму мышления по сути. Опыт подтверждает зависимость качества выполнения поставленной задачи от озвучивания ее формулировки.
Отличительной чертой мышления в сравнении с остальными формами сознания является способность получать информацию опосредованно. Процесс осуществляется с помощью функций мозга — дедукции и аналогии.
Скорость мышления
Следует сказать, что мы воспринимаем окружающий мир посредством двух типов мышления – быстрого и медленного. Быстрое эвристическое мышление – это неосознанное принятие решений. Оно происходит благодаря жизненному опыту и инстинктам. Работа быстрого мышления происходит в автоматическом режиме. Однако такое мышление не всегда бывает верным. Ведь в процесс принятия решений здесь вмешиваются эмоции, стереотипы и предвзятость.
Также все люди имеют медленное или рациональное мышление. Оно считается ленивым и нуждается в специальном фокусировании и усилиях. При этом информация анализируется. Любую ситуацию можно оценивать как быстрым, так и медленным мышлением, все зависит от рациональности.
Виды и характеристики
Познавательная деятельность является вершиной развития людей. Именно она отличает их от животных. Мыслительные процессы в психологии представлены в разных вариантах – все зависит от цели и вариации мировоззрения.
При критическом мышлении индивид оценивает ситуацию и выбирает наиболее верный путь решения. Он может понять, какой способ не даст ему нужного результата, а какой наиболее вероятно приведет к победе.
Абстрактное мышление позволяет рассуждать о нематериальных объектах. Например, человек может искусственно смоделировать ситуацию и ее последствия. Так же он размышляет о философских понятиях: что такое зло, добро, удача и т.п.
Позитивные размышления позволяют сохранять жизнерадостность. Это облегчает индивиду существование и поддерживает его уровень здоровья, так как постоянные стрессы и переживания приводят к проблемам.
Еще один вид мышления – логическое. С его помощью устанавливаются причинно-следственные связи. Обработка информация позволяет индивиду делать определенные выводы. Этот тип важен для следственной работы, военных действий и т.п.
Некоторые психологи отмечают, что развитие интернета позволило сформироваться новому виду мышления – клиповому. Оно может осуществляться за счет того, что человек воспринимает большой объем информации и делает на ее основе выводы, т.е. теряется способность к самостоятельному анализу.
Работа мышления
Основной задачей мышления является изучение сложной реальности и понимание ее взаимосвязей. При этом мы используем следующие приемы для работы с информацией:
- анализ;
- синтез;
- абстрагирование;
- сравнение;
- классификация;
- обобщение.
Любой процесс мышления помогает нам усваивать новую информацию. При этом мы применяем три формы мышления, а именно – понятие, умозаключение и суждение.
Сам процесс мышления, к чему оно относится и как проявляется, до сих пор изучают в философии и психологии. При этом подходы различные. Есть понимание, в чем суть мышления, но на некоторые вопросы до сих пор ответов нет.
История изучения мышления
Во все времена ученых интересовало такое явление, как мышление. Определение данному понятию было дано еще в античный период
При этом особое внимание уделялось тому, чтобы познать сущность невидимых явлений. Философ Парменид был первым, кто затронул этот вопрос. Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение
Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление – это отражение космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы “вспомнить” те знания, которые были “забыты”. Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку – логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая “мыслительная машина”.Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое
Именно ему человечество обязано появлением таких понятий, как истина и мнение. Немного иначе рассматривал данный вопрос Платон. Он считал, что мышление – это отражение космической сущности, которой обладала человеческая душа до вселения в земное тело. Он считал, что это не творческая деятельность, а репродуктивная, направленная на то, чтобы “вспомнить” те знания, которые были “забыты”. Несмотря на достаточно фантастические рассуждения, именно Платону принадлежит заслуга в изучении такого понятия, как интуиция.Аристотель дал основательные пояснения по поводу того, что такое мышление. Определение включило в себя такие категории, как суждение и умозаключение. Философ разработал целую науку – логику. Впоследствии на основе его исследований Раймондом Луллием была создана так называемая “мыслительная машина”.Декарт воспринимал мышление как духовную категорию, а главным методом познания считал систематическое сомнение. Спиноза же, в свою очередь, считал, что это физический способ действия. Главное заслугой Канта стало разделение мышления на синтетическое и аналитическое.