Что такое когнитивный и как развить когнитивные функции мозга?

Содержание:

В чем заключается суть теории когнитивного диссонанса?

Теорию когнитивного диссонанса можно по праву назвать мотивационной теорией. Когнитивный диссонанс как состояние существенно влияет на поведение личности. Набор определенных убеждений, ценностей, верований, идей и прочих когниций, который присущ каждому человеку, влияет не только на его действия и поступки, но и на жизненную позицию и внутреннюю философию.

Когниции бывают двух видов: те, которые определяют внутренний мир человека и его представления о самом себе и те, которые определяют отношения человека к внешнему миру и окружающей его реальности.

Некоторые специалисты утверждают, что когниции – это всего лишь набор неких фактов. Но теория когнитивного диссонанса доказывает, что данное утверждение не соответствует истине. Когниции – это те факторы мотивационного характера, которые определяют поведение индивида и в повседневной жизни, и в экстремальных или нестандартных жизненных ситуациях.

Теория когнитивного диссонанса состоит из двух элементов: интеллекта и аффекта. Интеллект – это совокупность определенных знаний и убеждений, а аффект – это реакция на раздражители и возбудители. В те моменты, когда личность начинает ощущать внутренние противоречия между этими элементами или перестает находить связь между ними, она погружается в состояние когнитивного диссонанса.

Данный процесс имеет определенную связь с приобретенным опытом или событиями из прошлого. Поступив определенным образом или совершив некое действие, человек может через некоторое время не только начать испытывать угрызения совести или раскаиваться в своем поступке, но и искать себе оправдание.

Теория, созданная Леоном Фестингером, подтверждается проведенными на томографе экспериментами, исследованиями и тестами активности головного мозга. Во время проведения одного из экспериментов были созданы условия для того чтобы у участника исследования возник простейший когнитивный диссонанс. Испытуемому несколько раз показали листок бумаги красного цвета, но вслух назвали совсем другой цвет. В это же время активность его головного мозга сканировали на томографе.

Результаты эксперимента подтвердили тот факт, что при возникновении когнитивного диссонанса активизируется отвечающая за переключение внимания, выявление ошибок и несоответствий, мониторинг конфликтных ситуаций и контроль определенных видов деятельности цингулярная кора головного мозга.

Когда условия усложнили и участнику эксперимента начали давать более противоречивые и сложные задания, то ученым удалось доказать, что чем меньше доброволец находит оправданий своим действиям, тем больше возбуждается цингулярная кора его головного мозга и тем больше напряжения он начинает испытывать.

Когнитивный диссонанс: примеры

Чтобы лучше понять, что такое когнитивный диссонанс, примеры из жизни подходят больше всего. Человек может столкнуться с когнитивным диссонансом в любом возрасте, но не каждый может распознать это неприятное явление. Одним из самых простых и понятных примеров являются курящие или злоупотребляющие алкоголем люди. Информация о вреде сигарет и спиртных напитков поступает к человеку буквально на каждом шагу, однако он не спешит менять свои привычки.

Злостный курильщик или любитель алкоголя при когнитивном диссонансе может оправдывать себя сложными жизненными обстоятельствами, необходимостью релаксации и отстранения от повседневных проблем, однако, несмотря на все это, он прекрасно знает, что наносит непоправимый вред своему здоровью. В последующем он может начать изучить информацию, которая подтвердит, что никотин или алкоголь – не такие уж и опасные вещества, а в некоторых случаях даже полезны. Также, скорее всего, он начнет избегать любых разговоров о своих вредных привычках и негативно реагировать на любые попытки напомнить о вреде для его здоровья. Именно такая ситуация ярко иллюстрирует когнитивный диссонанс и естественную реакцию на него человека.

В случае с курением или алкоголем когнитивный диссонанс очень выражен из-за психологической и физической зависимости от наркотических веществ. Однако проблема может появиться вследствие и других жизненных обстоятельств. Очень часто с когнитивным диссонансом сталкиваются при необходимости сделать конкретный выбор. Также общение и взаимодействие с другими людьми вызывает когнитивный диссонанс, обычно примеры такого диссонанса может привести любой человек из своего собственного жизненного опыта.

Например, у вас попросил в долг знакомый, который славится своим небрежным отношением к деньгам и пристрастием к азартным играм. Вы прекрасно знаете, что у него большие финансовые трудности, и он уже несколько раз не отдавал долг вам и другим людям. Однако вы одалживаете ему определенную сумму денег и начинаете испытывать сильный психологический дискомфорт из-за когнитивного диссонанса, ведь приобретенный ранее опыт и информация указывают на то, что вы приняли неверное решение. Чтобы заглушить возникший когнитивный диссонанс вы можете начать оправдывать сой поступок верой в лучшее, жалостью или щедростью, а также попытаетесь избегать разговоров об этой ситуации с семьей и друзьями.

Еще одним ярким примером когнитивного диссонанса можно назвать популярный эксперимент, иллюстрирующий влияние общественного мнения на человека. Из группы заранее выбирают одного участника и показывают ему, например, красный предмет. Потом спрашивают, какого цвета этот предмет у выбранного участника и у остальных представителей группы. Большинство, следуя предварительной договоренности, настаивают на том, что показанный предмет синего цвета. Если человек, который собственными глазами видел красный цвет, согласится с мнением большинства, то он испытает сильный когнитивный диссонанс и будет чувствовать себя морально и психологически плохо.

Разобрав понятия когнитивного диссонанса на обычных, бытовых примерах, легче проанализировать свое поведение и поведение других людей, а также выбрать правильную тактику дальнейших действий. Каждый человек в большинстве случаев может справиться с этой проблемой, если признает ее существование. Поэтому если вы заподозрили у себя когнитивный диссонанс, примеры из жизни других людей или прошлого опыта помогут быстрее избавиться от неприятных ощущений и обрести внутреннюю гармонию.

Кое-что интересное или мозг под микроскопом

Наверно ни для кого не секрет, что каждая функция связана с определенным отделом мозга. И это естественно, ведь каждая отдельная функция имеет свою локализацию в мозгу. Это представляет собой отдельные участки мозга, которые имеют группу нейронов, а они в свою очередь ответственны за определенный вид нервной передачи.

К примеру, познавательные функции находятся в коре мозга. Там выделяются 3 участка:

  1. Сенсорная – которая обрабатывает сигналы, исходящие из органов чувств.
  2. Моторная – которая в ответе за двигательные функции разных частей тела человека.
  3. Ассоциативная – ее можно считать неким посредником, который обеспечивает связь между сенсорным и моторным участками.

За мышление, как логическое, так и абстрактное, за речь, планирование своих движений, отвечают лобные доли коры мозга.

Обработка информации, полученную с помощью зрительных анализаторов, проводится в затылочной доле, в том случае, как в височной доле анализируется информация, полученная из слуховых аппаратов.

Есть более древние зоны мозга, которые помогают обеспечивать основные навыки для выживания человека.

Человеческая память, обоняние и эмоции проявляются благодаря лимбической системе.

Таламус обеспечивает переадресовывание импульсов от разных органов: зрения, слуха, равновесия и тактильных чувств. Гиппокамп помогает запоминать новую информацию.

Осознания собственного »Я», сознание, в адаптации индивида и в чувствах существования – важная роль среднего мозга.

А все отделы тесно связаны между собой и взаимодействуют передачей импульсов нейромедиаторами: серотонинами, дофамином, адреналином, ацетилхолином и т.п. сами эти нейромедиаторы могут тормозить, либо ускорять когнитивные задачи у человека.

Из выше сказанного становится ясно, что всякие нарушения: кровотоки, повреждения мозга или опухоли в том или ином участке, могут вызвать когнитивные расстройства у человека.

Упражнения для развития когнитивных способностей

Развитие познавательной и аналитической сферы мозга полезно не только для улучшения качества жизни, но и как средство избежать заболеваний, проявляющихся в области высшей нервной деятельности.

Несложные упражнения для «прокачки» когнитивных фунций не займут много времени, но станут хорошим средством против болезни Альцгеймера. Лучше всего относиться к ним как к разновидности отдыха или развлечению. Тогда они станут частью повседневной жизни, и польза будет очевидна. Ниже приведены примеры простых упражнений, помогающих в развитии разных видов мозговой деятельности:

  1. Используйте для письма левую руку, если вы правша, и наоборот. Это улучшит нервные связи, отвечающие за координацию.
  2. Напишите список слов, выражающих эмоции (смех, боль, уныние, эйфория и т.д.) и придумайте к каждому подробное определение. Такое занятие способствует аналитическому и абстрактному мышлению.
  3. Выберите несложный рисунок, изучите его линии в течение минуты. Затем переверните лист и как можно более подробно повторите его. Упражнение тренирует зрительную память.
  4. Составляйте цепочку слов, в которой каждое следующее начинается на последний слог предыдущего. Это занятие направлено на улучшение словесной памяти, ассоциативного мышления.

Когнитивный – это познавательный

Понятие «когнитивный» — это схожее определение понятия «познавательный». Человек, обладающий когнитивными способностями, ведет активный образ жизни, интересуется различными сферами деятельности и имеет высокий интеллект. Известно, что способности, которыми обладает человек, напрямую связаны с деятельностью головного мозга и находятся в зависимости от состояния целостного организма.

Дисфункция работы мозга влечет за собой снижение способностей и вызывает так называемое когнитивное расстройство

Этот процесс негативно влияет на ежедневную деятельность человека, его внимание, способность действовать и воспринимать адекватно окружающую действительность

Нередко утрата когнитивных способностей связана с возрастными изменениями мозга, вредными привычками и заболеваниями.

Врачи выделяют следующие причины, сопутствующие нарушению когнитивности:

  • нарушение метаболизма,
  • I, II степень развития диабета,
  • нарушение функции щитовидной железы, гомеостаза,
  • гипертония,
  • инфаркт,
  • травмы головы, нарушение кровообращения головного мозга,
  • ожирение,
  • болезни Альцгеймера и Паркинсона,
  • алкоголизм,
  • наркомания.

Виды когнитивного расстройства:

  1. Легкий, при котором человек испытывает незначительное снижение памяти, концентрации, внимания, быстро устает от любой деятельности. При этом результаты психометрического тестирования могут оставаться в пределах нормы. При легкой форме когнитивного расстройства человек способен справляться самостоятельно с ежедневными делами и принимать лекарства и вести им учет.
  2. Умеренный, когда ухудшения памяти, речи и внимания становятся заметными. При таком уровне расстройства возникшее умственное отклонение может трансформироваться в болезнь Альцгеймера. При умеренном виде расстройств за человеком уже рекомендуется присматривать, контролировать его поведение и прием лекарств.
  3. Тяжелый, когда наступает дезориентация пространства, неузнаваемость близких, забываются элементарные вещи: имена, люди, названия предметов, их предназначение, жизненные события. Нередко человек впадает в детство, становится абсолютно беспомощным. При тяжелой форме когнитивного расстройства человека уже нельзя оставлять одного, необходим постоянный уход и строго подконтрольное медикаментозное лечение.

Когнитивные функции, способности и процессы

Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.

Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.

Когнитивные способности это:

восприятие;
внимание;
память;
мышление
;
воображение.

Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.

Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.

Десять когнитивных искажений, которые усложняют нашу жизнь.

К сожалению, мозг чаще использует когнитивные уловки для усиления негатива. К примеру, мы упрекаем себя «У меня никогда ничего не получается». Это пример черно-белого размышления – при таком сбое мы мыслим категориями крайностей «всегда» или «никогда». Или думаем «я так плохо выгляжу, что на меня все оглядываются». Это пример чрезмерного обобщения – такое когнитивное расстройство обобщает действия одного человека на всех.

Известных науке когнитивных искажений существует немало, в практике любого психотерапевта найдется достаточно примеров. При этом некоторые эффекты пересекаются друг с другом, а единой общепринятой классификации пока не существует. Перебрать все невозможно. Но можно рассмотреть 10 самых популярных. О них стоит помнить и практиковаться, отлавливая системные ошибки мозга.

  1. Предвзятое подтверждение. Мы тяготеем только к той информации, что доказывает наши убеждения, а не к той, что их опровергает. В результате продолжаем поиски в одном направлении, приходим к ложным выводам.
  2. Фильтрация. Мы подчеркиваем отрицательные и одновременно игнорируем положительные стороны ситуации. В итоге «зависаем» на неприятной детали, перестаем размышлять непредвзято.
  3. Ошибка выжившего. Мы сосредотачиваемся только на историях людей, добившихся успеха. В итоге оказываемся не готовыми к ошибкам и поражениям, теряем веру в себя.
  4. Поспешные выводы. Мы убеждены, что умеем читать чужие мысли, поэтому додумываем за другого, приписываем несуществующие качества, делаем выводы, объясняем его поступки. В результате получаем неожиданную реакцию. Обратное искажение – иллюзия прозрачности – когда мы переоцениваем способность других людей понимать нас.
  5. Обвинение. Мы уверяем, что другой человек способен быть ответственным за наши переживания, болезненные ощущения или негативные эмоции. Мы говорим «ты вынуждаешь меня считать себя ничтожеством». В итоге перекладываем ответственность за свои поступки на другого человека, лишаем себя инициативы.
  6. Нагнетание. Мы живем в ожидании катастрофы, которая должна случиться в ближайший момент. При этом настолько погружаемся в свои переживания, что не замечаем объективную реальность. В итоге зацикливаемся на своих проблемах, болезнях, страхах и упускаем возможности.
  7. Сохранение усилий. Мы предпочитаем завершать начатое, если уже вложили в него усилия, деньги, время. В результате держимся за бесперспективные проекты, отношения, работу. Даже если находим достаточно причин, чтобы этого не делать.
  8. Дополнение пробелов. Имея только часть необходимой информации, мы дополняем пробелы догадками, предположениями на основании своих стереотипов и прошлого опыта. Потом уже сами не помним, какие части паззла были реальными, а какие мы придумали сами.
  9. Эффект неоднозначности. Мы предпочитаем простые и понятные варианты выбора более сложным и неопределенным. Из-за этого страдает принятие решения, которое при недостатке информации может оказаться неверным.
  10. Иллюзия контроля. Мы верим в то, что можем повлиять на события, которые объективно от нас не зависят. Это объясняет наше увлечение лотерейными билетами, азартными играми, верой в приметы.

Когнитивные нарушения – всего лишь инструмент нашего мозга, который может использоваться с пользой или во вред нам самим. Но без них мозг обходиться не умеет. Чтобы выжить он должен усвоить и увязать полученную информацию с имеющимся багажом. Правда, объективность восприятия от этого пострадает.

Пройти тест на тип личности

Проблема 4: Что нужно будет вспомнить?

Информации во вселенной слишком много. Мы можем себе позволить помнить только то, что вероятнее всего пригодится нам в будущем. Нам приходится постоянно торговаться с самими собой и прогнозировать, что выгоднее помнить, а что забыть. Например, обобщения выгоднее конкретных примеров, потому что занимают меньше места в мозгу. Когда есть много частностей, которые невозможно обобщить, мы выбираем отдельные выдающиеся ключевые признаки и забываем всё остальное. Обычно мы сохраняем то, что нужно для фильтров информации, описанных в Проблеме 1, а также то, что требуется для построения догадок и умозаключений из Проблемы 2. Когнитивные искажения усиливают друг друга.

Как выйти из состояния когнитивного диссонанса?

Внутренний дискомфорт при принятии тех или иных решений испытывают не только люди, но и приматы. Механизм возникновения когнитивного диссонанса заложен в нашем головном мозгу на подсознательном уровне. Поэтому полностью выйти из этого состояния вы сможете лишь в том случае, если сведете к абсолютному минимуму взаимодействие с социумом. Сделать это практически нереально, ведь тогда вы не будете познавать радость общения и отношений с другими людьми, утратите доступ к новым знаниям и превратитесь в глубоко несчастного человека.

Хотя полностью избавиться от когнитивного диссонанса не получится, зато можно минимизировать негативное влияние таких придуманных людьми технологий, как манипуляция, искусственное создание внутренних дискомфортных ощущений, игра на эмоциях и т.д.

Предлагаем вашему вниманию несколько дельных и эффективных советов, следуя которым вы сможете не только ослабить когнитивный диссонанс, но и перестанете попадать в устраиваемые собственным головным мозгом ловушки.

Совет №1. Поменяйте те установки, которые мешают вам жить

Очень часто какие-то определенные установки в виде негативных или позитивных утверждений, которые вы переняли у значимых и важных для вас людей, мешают вам наслаждаться жизнью и погружают вас в состояние когнитивного диссонанса

Очень важно понять, что большинство из этих утверждений вы приняли только на веру, ведь никаких доказательств вам никто не предъявлял

Многим из нас в детстве родители говорили, что только те дети, которые в школе учились на одни пятерки и примерно себя вели, смогут во взрослом возрасте стать успешными и счастливыми людьми. Мы приняли эту установку, старательно следовали ей, а затем пришли на очередную встречу выпускников и узнали, что бывший троечник, плохая успеваемость которого портила настроение многим учителям, основал собственный бизнес и, в отличие от нас, стал очень успешным человеком. При таких раскладах мощный «взрыв головного мозга» нам стопроцентно обеспечен!

Чтобы не стать жертвой когнитивного диссонанса из-за таких банальных и примитивных утверждений, необходимо просто их поменять на более нейтральные установки. Не забывайте, что жизнь – штука непредсказуемая, поэтому возьмите лист бумаги, напишите на нем все те установки, которые мешают вам жить, а затем зачеркните их красной или черной жирной линией!

Совет №2. «Советуйтесь» со своим здравым смыслом

Люди автоматически следуют за тем, что для них является авторитетом! Об этом прекрасно знают пиарщики и рекламщики, поэтому очень часто пользуются услугами популярных актеров, певцов, спортсменов и прочих медийных личностей.

В повседневной жизни мы точно так же привыкли подчиняться родителям, начальству, учителям, преподавателям, представителям власти и другим авторитетам. Когда же мы слышим о том, что тот или иной человек, который является для нас авторитетом, совершил какой-то плохой поступок, мы сразу же погружаемся в состояние когнитивного диссонанса. Мы начинаем искать оправдание тому или иному поступку, но это лишь накаляет ситуацию.

Чтобы не искать оправдания другим людям, следует понять, что нельзя доверять всему тому, что вы увидели или услышали. Почаще «советуйтесь» со своим здравым смыслом и не бойтесь задавать неудобные вопросы, ведь идеальных людей, как и идеальных авторитетов, просто не существует. Очистив свой мозг от старых и неэффективных установок, вы не только перестанете верить всему на слово и подчиняться авторитетам, но и научитесь мыслить критически.

Совет №3. Не бойтесь иногда становиться циничной личностью

Вам следует понять и осознать, что в жизни существуют те истины, с которыми нам стоит просто смириться. Идеальных людей не существует! Никто никому ничего не должен! Взрослые дети должны идти своим собственным путем! Нельзя доверять человеку, который уже однажды предал ваше доверие! Большинство людей ищет только собственную выгоду!

Хорошо развитое чувство юмора, дозированный цинизм и критичность помогут вам избавиться от розовых очков. Если вы перестанете жить в мире иллюзий, то больше не будете так часто погружаться в состояние когнитивного диссонанса, как делали это раньше.

Рекомендуем: 5 примеров эффекта Даннинга-Крюгера: что это такое простыми словами?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Примеры из жизни

В реальной жизни когнитивный диссонанс встречается непросто часто, а практически каждый день. Это может быть простая мелочь или решения кардинально меняющее жизнь. Многочисленное количество примеров это только доказывает.

Знаменитая история с медалистом и троечником отлично подходит в качестве примера когнитивного диссонанса

В этой истории медалист приходит в университет и естественно, преподаватели ожидают от него высоких достижений, в то время как на троечника не обращают внимание, но что если их роли поменять местами? Если медалист ответит на экзамене плохо, а троечник, наоборот, расскажет всё грамотно и по факту, у преподавателя произойдёт когнитивный диссонанс. Точнее говоря, его представления и ожидания не оправдаются

Ещё один пример связан с нищим на улице, который просит денег. С одной стороны, стоит помочь, но, с другой стороны, его внешний вид не вызывает доверия. В такой ситуации люди часто теряются и не знают, как поступать в этой ситуации.

Когнитивные функции, способности и процессы

Когнитивные функции – это процессы в головном мозге, которые задействуют при изучении нами окружающей среды.

Информация, которая поступает через наши анализаторы, подвергается обработке. Мы её интерпретируем и переводим в знания. Они хранятся в памяти, накапливаются со временем становясь жизненным опытом.

Когнитивные способности это:

восприятие;
внимание;
память;
мышление;
воображение.

Если человек на протяжении всей жизни развивает эти когнитивные характеристики, то его можно считать умным и интеллектуальным.

Поскольку он способен воспринимать информацию из разных источников в большом объеме и длительное время; помнит её, воспроизводит; делает выводы; имеет логическое мышление; может представить самые яркие образы на основе увиденного или услышанного.

Виды когнитивных процессов

Низшие или базовые

Ощущение и восприятие

Целеустремленность — что это такое в психологии

Ощущение – это то, что образовалось при действии разных стимулов, а также определение сигналов из окружения человека. Он принимает их с помощью своих чувств. Так познается информация из среды вокруг. Данные идут из окружающего мира, а иногда от тела человека. Процесс при восприятии базового типа включает в себя некую интерпретацию полученных сведений.

Внимание! Информации вокруг предостаточно, все же каждая личность имеет способность, приняв множество разнообразных сигнальных стимулов, обратить внимание на то, что действительно ей интересно. Часть действий внимания не требует

Это, например, передвижение или пережевывание пищи. Другие требуют внимания непременно, такие как речь или язык тела.

Некоторые процессы, которые в жизни повторяются часто, делаются автоматически. При обучении езде на автомобиле сложно сразу действовать скоординировано, но потом усилий прилагается все меньше, так как вырабатывается автоматизм.

О памяти

Человеческая память хранит в себе ответы на довольно большое количество разных вопросов. В ней зашифрованы данные, она способна их сохранять, а потом при необходимости восстанавливать. Классификация видов памяти такова:

  • Память краткая или кратковременная;
  • Память сенсорного типа;
  • Память семантического вида;
  • Память рабочего характера;
  • Память автобиографического направления и другие.

Все эти виды способны взаимодействовать или нет. К примеру, если человек, больной амнезией, помнит, куда ему необходимо сегодня сходить, то он может забыть то, как зовут его ближайшего родственника.

Внимание и память

Процессы сложные и высшие

Интеллект или ум

Это понятие означает способность, которая дает индивидууму возможность для решения разнообразных задач. Некоторые ученые популяризовали в обществе теорию, согласно которой интеллекта нет, а используются лишь разные способности, которые применяются сообразно ситуации или деятельности.

На заметку

Для того чтобы в повседневной жизни умело обращаться с разными обстоятельствами, многие исследователи подчеркивают важность интеллекта эмоционального плана

Мышление

Мысли человека сложны и разнородны. Этот процесс необходим для того, чтобы принимать решения, рассуждать, решать проблемы, мыслить творчески.

Для того чтобы эти функции стали несколько проще, мозгом человека создаются суждения и умозаключения. Чтобы умственные процессы ускорились, необходима группировка событий, людей, предметов и так далее.

Часто люди применяют ярлыки, чтобы мыслительный процесс происходил быстрее, и не занимаются переработкой информации в целом. В этом случае имеет место некоторое отклонение от рассуждений нормальных. Например, когда некто думает, что может наперед предсказать финал какой-либо игры.

Речь

Речь – это дополнение к языку тела. С ее помощью можно воспроизводить целые слова и предложения, использовать их комбинации, главное – давать возможность выхода эмоциям, чувствам и отношению к ситуации.

Речь способна развиваться всю жизнь. Навыки коммуникации у всех разные, их можно улучшать при помощи практики. Когда присутствуют речевые нарушения, общение затрудняется, но эти нарушения при должном внимании можно исправить.


Мышление и речь

Диагностика

Для установления факта когнитивных нарушений и определения степени тяжести деменции необходимо провести неврологической осмотр пациента и нейропсихологическое тестирование, получить и обобщить данные о его хронических заболеваниях и перенесенных медицинских вмешательствах, принимаемых препаратах, питании, физической активности, показателях давления. Исключение потенциально обратимых состояний требует проведения лабораторных, инструментальных (ЭКГ, УЗДС БЦА, МРТ) и нейровизуализационных исследований.

Иногда для подтверждения диагноза болезни Альцгеймера проводят исследование спиномозговой жидкости (ликвора). Оно имеет особую значимость на додементной стадии развития нейродегенеративного процесса, опережающей формирование деменции на 15-20 лет, и является дополнительным диагностическим критерием болезни Альцгеймера.

Инструментальные методы исследования, такие как ЭКГ и УЗДС БЦА, помогают оценить факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний у пациента с деменцией.

МРТ-диагностика — один из важнейших методов исследования пациентов с деменцией, позволяющий наглядно оценить изменения, происходящие в головном мозге, их локализацию и выраженность, выявить потенциально обратимые причины деменции, такие как внутричерепные образования и нормотензивную гидроцефалию. Выраженное диффузное поражение белого вещества головного мозга подтверждает диагноз сосудистой деменции. Оценка объемов гиппокампов и оценка выраженности атрофии коры височной и теменной доли являются одним из критериев диагноза болезни Альцгеймера.

Что происходит

В систематическом обзоре исследователи сообщают, что у 20-40% больных коронавирусом наблюдаются психиатрические нарушения:

  • бессонница — у 42% больных
  • нарушение внимания и концентрации — у 38%
  • тревога — у 36%
  • ухудшение памяти — у 34%
  • депрессивное состояние — у 33%
  • нарушение сознания — у 21%
  • посттравматическое стрессовое расстройство — у 4-7%

У каждого четвертого больного возникает сильная головная боль и головокружение, у 69% — психомоторное возбуждение, у 0.7% — судороги и двигательные расстройства

У пожилых людей может появиться делирий — расстройство сознания, при котором нарушается мышление, внимание и восприятие окружающего мира. Однако чаще всего делирий возникает у пожилых пациентов с деменцией — синдромом снижения когнитивных функций

Иногда у них это — единственный симптом коронавируса без нарушений со стороны респираторной системы.

Масштабная вспышка коронавируса — не первый случай в истории. Во время предыдущих эпидемий врачи наблюдали у больных подавленное настроение и тревогу — наиболее частые симптомы в острой фазе интоксикации, сопровождающей болезнь. У небольшой части пациентов возникает психоз — острое нарушение психической деятельности, при котором рассинхронизируются психические процессы, нарушается восприятие реального мира, а поведение и эмоциональные реакции не соответствуют реальной ситуации.

Еще у части больных возникает кататония — двигательное расстройство, сопровождающееся либо полным ступором, либо усиленным возбуждением.

Если человек с психическим расстройством болен коронавирусом, то инфекция и ее лечение могут спровоцировать рецидив и утяжелить течение расстройства. Например, лекарства для лечения COVID-19 могут спровоцировать у больного шизофренией психоз — бред, галлюцинации и неадекватное поведение, например, больной будет думать, что медицинский персонал пытается его заразить.

К ментальным нарушениям приводит не только непосредственное влияние инфекции на головной мозг, но социально-психологические и экономические факторы, связанные с коронавирусом. Пандемия ассоциируется у людей с нестабильностью и непредсказуемостью. Карантин, социальные ограничения, бесперебойный новостной поток о заболеваемости и смертности от COVID — все это влияет на эмоциональное состояние и настроение людей. Так, депрессия, тревога, нарушение сна, чувство одиночества, подавленность и апатия могут быть вызваны:

  • высокой частотой контактов с инфицированными людьми
  • страхом заразить близких
  • необходимостью физического дистанцирования и ношения масок
  • чувством медицинской и социальной незащищенности
  • регулярными сообщения в СМИ о коронавирусе
  • отсутствием информации о том, когда закончится пандемия

Китайское исследование демонстрирует, что сам факт вспышки пандемии вируса уже влияет на психическое состояние не заболевших коронавирусом людей. Так, примерно у каждого шестого под влиянием эпидемии возникли симптомы умеренной и тяжелой депрессии, а у каждого третьего — признаки тревожного расстройства средней или тяжелой степени.

Кроме того, у части респондентов отмечаются симптомы посттравматического стрессового расстройства и психологического дистресса. Также сообщают о том, что пандемия ухудшает течение психических расстройств у людей, которые не болеют коронавирусом.

Ковид влияет не только на самого больного. Сообщают, что у 50% членов семей, где есть больной коронавирусом, наблюдаются симптомы депрессии.

Несколько слов об интеллекте

Речь и интеллект можно выделить как когнитивные функции мозга. Ведь благодаря этому человек может произносить осмысленные звуки, которые перерастают в речь. Когнитивные функции мозга дают индивиду возможность вести монолог даже без речевого аппарата, только в мыслях проговаривая слова.

Используя символы, которые соответствуют звукам у человека, появляется и письменная речь. А то, насколько богат у человека словарный запас и может ли он строить более сложные фразы, связан с его интеллектом

Можно даже сказать, что это является объединенным когнитивным способностями человека, который опирается на такие функции человека как внимание, восприятие, память и представление

Именно интеллект разделил людей и животных. Однако сам интеллект является общим понятием, для реализации которого необходимы целый ряд психических функции, такие как: способность планировать, предугадать разные события, беря на основу окружающую среду и набранный опыт.

Для того, чтобы определить интеллект у человека, нужно принять во внимание такие способности человека как: обучаемость, логическое мышление, умение анализировать разную информацию, а также сравнить и найти закономерность в разных явлениях. А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений

А для характеризования интеллекта берется за основу широта и глубина мышления, логика, гибкость ума, критичность и доказательность своих умозаключений.

Одним из важных составляющих интеллекта является эрудиция. Многие ошибочно предполагают, что эрудиция и интеллект то же самое, но это далеко не так. Так как эрудит всего-навсего имеет большой запас знаний, однако без интеллекта человек никак не может орудовать этим »багажом», делать логические выводы и так далее.

Для того, чтобы измерять интеллект на сегодняшний день есть ряд тестов. Эти тесты созданы основываясь на доказанной закономерности, который говорит, что если человек может решить определенный вид задач, то он с успехом справится и с другими задачами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector