Создание и обработка баз данных
Содержание:
2.4. Microsoft Access 2007
2.4.3. Установка логических связей в БД Access 2007
Логические связи устанавливаются между одноименными полями таблиц базы данных Access 2007. Связь данных в одной таблице с данными в других таблицах осуществляется через уникальные идентификаторы (ключи) или ключевые поля. В нашем случае мы должны установить логические связи между таблицами: Группы студентов, Студенты, Дисциплины и Успеваемость.
Для установления связей используем ключевые поля: КодГруппы, КодСтудентов и КодДисциплины. Например, между первичным ключом (КодГруппы) tables Группы студентов и вторичным ключом (КодГруппы) tables Студенты устанавливаем связь один — ко — многим.
Прежде чем приступить к созданию логических связей надо в Окне редактирования закрыть все tables и перейти на вкладку Работа с базами данных. Затем щелкнуть на пиктограмме Схема данных, в окне редактирования появится активное диалоговое окно «Добавление таблицы» на фоне неактивного окна Схема данных (рис. 1).
Рис. 1.
В окне Добавление таблиц необходимо выделить имена таблиц и нажать кнопку Добавить, при этом в окне «Схема данных» появятся все tables (рис. 2). После этого необходимо закрыть окно диалога.
Рис. 2.
Далее необходимо установить связи между табл. в окне Схема данных. Для этого в окне Схема данных необходимо отбуксировать (переместить) поле КодГруппы из таблицы Группы студентов на соответствующее поле tables Студенты, в результате этой операции появится окно «Изменение связей» (рис. 3) .
Рис. 3.
В появившемся окне диалога «Изменение связей» (рис. 3) необходимо установить флажки: «Обеспечить целостность данных», «каскадное обновление связанных полей» и «каскадное удаление связанных записей», убедиться в том, что установлен тип отношений один-ко-многим и нажать кнопку Создать.
В окне Схема данных появится связь один-ко-многим между таблицами Группы студентов и Студенты. Аналогичным образом надо связать поля КодСтудента в таблицах Студенты и Успеваемость, а затем поля КодДисциплины в таблицах Успеваемость и Дисциплины. В итоге получим Схему данных, представленную на рисунке 4.
Рис. 4.
После установки связей между таблицами, окно Схема данных необходимо закрыть. Далее необходимо осуществить заполнение всех таблиц. Заполнение целесообразно начинать с табл. Группы студентов, так как поле КодГруппы табл. Студенты используется в качестве столбца подстановки для заполнения соответствующего поля табл. Студенты.
Затем установить связи между табл.
«Студенты» и «Успеваемость», «Дисциплины» и «Успеваемость», так как поля КодСтуденты и КодДисциплины табл. Успеваемость используется в качестве столбца подстановки для заполнения соответствующих полей таблицы Успеваемость.
Далее >>> Раздел: 2.4.4. Заполнение таблиц базы данных Access 2007
Сценарий 2. Разобраться с устройством механизма или подсистемы
Второй сценарий заключается в том, что вам нужно разобраться с устройством незнакомого механизма или подсистемы. Например, нужно понять, как устроена подсистема ТоварныеЗапасы. Какие объекты в ней задействованы и как они связаны друг с другом.
В этом случае, как и в первом сценарии, вы можете открыть редактор этой подсистемы и перейти на закладку Схема данных. Здесь вы увидите более интересную картину, потому что кроме объектов на этой схеме будут показаны и подчинённые подсистемы.
Подсистемы являются группами объектов. Содержащиеся в них объекты имеют связи с объектами, которые находятся «снаружи». Чтобы посмотреть, как устроена любая из этих подсистем, например подсистема Характеристики, вы можете кликнуть на ней прямо в схеме, и увидите её устройство.
Интересным моментом является то, что схема данных поддерживает переходы Вперед / Назад по аналогии с браузерами. Поэтому, разобравшись с устройством этой подчинённой подсистемы, вы можете просто нажать кнопку Назад, и вернуться к предыдущей схеме.
2.4. Системы управления базами данных и экспертные системы
2.4.3.2. Установка связей между таблицами в СУБД Access
После создания структуры таблиц (Студенты, Группы студентов, Дисциплины, Успеваемость) для сущностей базы данных «Деканат» необходимо установить связи между таблицами. Связи между таблицами в БД используются при формировании запросов, разработке форм, при создании отчетов.
Для создания связей необходимо закрыть все таблицы и выбрать команду «Схема данных» из меню Сервис, появится активное диалоговое окно «Добавление таблицы» на фоне неактивного окна Схема данных.
Рис. 1.
В появившемся диалоговом окне Добавление таблиц необходимо выделить имена таблиц и нажать кнопку Добавить, при этом в окне «Схема данных» добавляются таблицы. После появления всех таблиц в окне Схема данных необходимо закрыть окно Добавление таблицы, щелкнув левой кнопкой мыши на кнопке Закрыть.
Рис. 2.
Следующий шаг — это установка связей между таблицами в окне Схема данных. Для этого в окне Схема данных необходимо отбуксировать (переместить) поле КодГруппы из таблицы Группы на соответствующее поле таблицы Студенты, в результате этой операции появится окно «Изменение связей».
В появившемся окне диалога «Изменение связей» необходимо активизировать флажки: «Обеспечить целостность данных», «каскадное обновление связанных полей» и «каскадное удаление связанных записей», убедиться в том, что установлен тип отношений один-ко-многим и нажать кнопку Создать.
Рис. 3.
В окне Схема данных появится связь один-ко-многим между таблицами Группы студентов и Студенты. Аналогичным образом надо связать поля КодСтудента в таблицах Студенты и Успеваемость, а затем поля КодДисциплины в таблицах Успеваемость и Дисциплины. В итоге получим Схему данных, представленную на рисунке.
Рис. 4.
После установки связей между таблицами, окно Схема данных необходимо закрыть.
Далее необходимо осуществить заполнение всех таблиц. Заполнение таблиц целесообразно начинать с таблицы Группы студентов, так как поле Код группы таблицы Студенты используется в качестве столбца подстановки для заполнения соответствующего поля таблицы Студенты.
2.4.3.3. Заполнение таблиц
Заполнение таблиц можно начать и с заполнения таблицы Студенты. В окне Базы данных выделяем нужную таблицу, затем выполняем щелчок на кнопке Открыть.
На экране появится структура таблицы БД в режиме таблицы. Новая таблица состоит из одной пустой строки.
Рис. 5.
Заполнение производится по записям, т.е. вводится информация для всей строки целиком. Поле счетчика заполняется автоматически. После ввода первой записи пустая запись смещается в конец таблицы. Переход к следующему полю осуществляется нажатием клавиши ТаЬ.
Для заполнения поля MEMO в таблице (колонка Место рождения) нажимаем комбинацию клавиш <Shif+F2>, предварительно установив курсор в поле MEMO. Открывается диалоговое окно Область ввода, после ввода или редактирования данных в этом окне щелкаем на кнопке ОК.
После заполнения таблица Студенты имеет следующий вид.
Рис. 6.
Аналогичным образом заполняются остальные таблицы: Группы Студентов, Успеваемость, Дисциплины.
Рис. 7.
Рис. 8.
Рис. 9.
В приложении Access применяются различные методы перемещения по таблице. Переходить от записи к записи можно с помощью: клавиш управления курсором; кнопки из области Запись, расположенной внизу таблицы в режиме таблицы; команды Правка — Перейти.. Для перемещения от поля к полю (слева направо) применяются клавиши Tab и Enter, а в обратном направлении Shift+Tab.
Поиск данных в таблице большого объема, который выполняется с помощью кнопок перехода, может занять много времени, поэтому для поиска и замены данных в полях необходимо использовать команду Правка — Найти. Откроется окно диалога. В поле Образец диалогового окна поиска указывается искомый объект и осуществляется поиск. Для замены данных в полях необходимо перейти на вкладку Замена.
После создания структуры таблиц, их заполнении и установки связей между таблицами можно приступать к построению запросов.
Далее …>>>Тема: 2.4.4. Формирование запросов
Сценарий 1. Какие объекты конфигурации использует данный объект
Это самый простой сценарий. Например, у вас есть регистр Продажи. Вам нужно узнать, какие объекты конфигурации использует это регистр. То есть, на какие объекты конфигурации ссылаются его реквизиты, измерения и ресурсы.
Раньше для этого вы раскрыли бы его структуру в дереве объектов конфигурации и вручную смотрели бы типы реквизитов в палитре свойств. Если регистр большой, то, возможно, вы использовали бы команду Поиск ссылок в объекте. После этого каким-то образом вам нужно было записать то, что вы нашли.
Теперь эта задача решается значительно проще. Вы открываете редактор объекта конфигурации и переходите на закладку Схема данных. Такая закладка есть у всех прикладных объектов конфигурации.
EDT сразу же показывает вам ER-диаграмму. В неё включаются все объекты первого уровня, которые использует регистр Продажи.
На этой схеме данных видно, что регистр Продажи использует документ РасходТовара и справочники Товары и Контрагенты. Эти связи исходят из регистра. Кроме этого на схеме показаны и взаимные связи между самими используемыми объектами (между документом и справочниками).
Вообще говоря, связей может быть много. Чтобы легче ориентироваться в них вы можете выделить мышью исследуемый объект, и тогда исходящие из него связи будут подсвечены. Также будут подсвечены и реквизиты объекта, задействованные в этих связях.
Если вас интересует только одна связь, вы можете нажать на неё, и тогда будет подсвечена она и реквизит, связанный с ней.
Обычно связи обозначаются открытой стрелкой, но для некоторых связей мы используем специальные обозначения: закрытая стрелка и ромб. Например, другая схема данных может выглядеть так:
Закрытой стрелкой обозначается связь с владельцем, а ромбом – с регистратором. Это помогает визуально отличать «техногенные» связи от прикладных.
Такую схему данных, которая открывается на закладке редактора объекта конфигурации, вы можете изменять и модифицировать: раскрывать группы реквизитов, перетаскивать объекты, располагая их более удобным образом, и т.д.
Но нужно учитывать, что эти изменения не сохраняются в конфигурации. Ту схему, которую вы видите, вы можете сохранить как картинку или напечатать (всю схему, или только её часть). Но в следующий раз, когда вы откроете редактор объекта конфигурации и перейдёте на закладку Схема данных, схема будет нарисована заново в стандартном виде.
Поэтому здесь, в этом месте, не нужно увлекаться наведением «красоты», для этого есть другой сценарий, который мы тоже рассмотрим далее.
Зачем в 1С:Предприятии понадобилась ER-модель
Необходимость использования этой модели данных в 1С:Предприятии прямо связана с ростом платформы и значительным усложнением прикладных решений. По этой же причине мы реализовали схему данных в составе новой среды разработки EDT, которая ориентирована именно на большие конфигурации.
Если посмотреть на любую базу данных 1С:Предприятия то вы увидите, что она основана на реляционной модели. Грубо говоря, она состоит из таблиц, которые связаны между собой различными способами. Таблицы имеют поля, из этих полей формируются ключи, которые позволяют связывать таблицы друг с другом.
Такая модель удобна для компьютерной обработки, но неудобна для визуального представления разработчику. Особенно неудобна она в случае 1С:Предприятия, где большинство таблиц имеет не абстрактное, а совершенно конкретное прикладное значение.
Поэтому исторически в конфигураторе 1С:Предприятия используется другая концептуальная модель, представляющая базу данных в виде дерева объектов конфигурации. Объекты конфигурации скрывают за собой реляционную модель, они сгруппированы по принадлежности к тому или иному классу прикладных задач. Такое представление удобно для быстрого нахождения нужных объектов, изменения их свойств и т.д. Однако это представление не даёт простого и наглядного понятия о взаимной связи разных объектов между собой.
Современные прикладные решения 1С:Предприятия содержат большое количество объектов конфигурации, 10 тысяч и более. При таком количестве объектов задача нахождения их взаимных связей с помощью имеющихся инструментов становится довольно трудоёмкой. Причём трудоёмкость растёт не только за счёт прямого увеличения времени поиска ссылок среди большого количества объектов. Она растёт и косвенно, за счёт того, что найденные связи необходимо как-то запомнить и визуализировать. И если таких связей много, встаёт вопрос выбора подходящего внешнего инструмента.
Использование ER-модели (Entity-Relationship Model) как раз решает эту проблему. ER-модель представляет любую структуру данных в виде совокупности сущностей, обладающих атрибутами. Эти сущности взаимодействуют между собой при помощи связей.
В наших терминах, в терминах 1С:Предприятия, сущность это объект конфигурации, а атрибут это реквизит объекта конфигурации в широком смысле: реквизит, измерение, ресурс и т.д. Таким образом, ER-модель базы данных 1С:Предприятия это набор (никак не структурированный) объектов конфигурации (с их реквизитами), между которыми существуют некоторые связи. А схема данных это инструмент, позволяющий визуализировать эту модель.
Всё это теоретическое отступление мы написали только ради того, чтобы обратить ваше внимание на две важные вещи.
Во-первых, схема данных это не что-то опциональное, это не «бантик», добавляющий привлекательности среде разработки. Это вполне себе самостоятельный инструмент моделирования предметной области, обладающий своими преимуществами и особенностями.
Во-вторых, схема данных это не аналог и не замена дерева объектов конфигурации. Это ещё один инструмент разработки, но он, можно сказать, имеет свою собственную аудиторию.
Дерево объектов конфигурации в большей степени удобно для разработчиков, глубоко погруженных в прикладное решение, или знакомых с его генезисом. Оно позволяет быстро модифицировать приложение, при этом большую часть информации о взаимной связи объектов разработчик прекрасно знает, и обычно просто держит в голове.
В отличие от дерева объектов схема данных ориентирована скорее на тех разработчиков, которые не знакомы с прикладным решением глубоко, но которым необходимо быстро разобраться в устройстве какой-то его части. Также схема данных удобна для документирования разрабатываемых механизмов (в том числе и самими разработчиками), поскольку в понятном виде показывает связи между объектами или группами объектов.
Дальше, без общих рассуждений, мы просто хотим показать вам несколько практических сценариев использования схемы данных. Они помогут вам не только понять её назначение, но и узнать её возможности.