Артикуляционная гимнастика: упражнения для детей 3-4 лет, подготовка и результаты
Содержание:
- Организация занятий
- Комплексы упражнений
- Примеры упражнений
- Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет
- Артикуляционная гимнастика: определение
- Еще по теме “Упражнения для языка”:
- стишки для зарядки
- Высовывает язык
- пестовальная гимнастика
- Хелп, подрезка языковой уздечки….
- Постоянно высовывает язык
- Логопед. массаж, посоветуйте.
- Обучение англ.яз+логопедия
- дыхательная гимнастика: девочки, расскажите, плз,
- Зарядка
- Артикуляционная и еще пальчиковая гимнастика (часть 3)
- Стишки для зарядки
- Как лечить дизартрию?
- Зарядка для детей до 3-х лет
- Упражнения
- Массаж при гипертонусе мышц у ребенка
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — Гимнастика детского язычка
- Артикуляционная гимнастика: видео артикуляционных упражнений.
- Артикуляционная гимнастика
Организация занятий
Необходимо тщательно подготовиться к проведению уроков. Составить план тренировок с постепенным увеличением нагрузки. Приготовиться к тому, что понадобятся зеркала – большие и маленькие. Необходимо будет приобрести средства корректировки положения органов во рту – медицинские детские шпателя. Можно использовать ложку или собственный палец, обёрнутый в стерильную салфетку. Плюс ко всему приготовить пузырёк со спиртосодержащей жидкостью, для дезинфекции предметов, которые будут фиксировать положение языка во рту.
Главные этапы обучения
Проводить занятия следует при соблюдении определённых правил.
1.Упражнения выполняем два-три раза в день. Протяжённость тренировки около пяти минут.
2.Движения артикуляционных органов повторяем по 4-5 раз.
3.Усложнять тренировки нужно постепенно, не перегружая напряжение мышц.
4.Вначале отработать статические позиции языка в данных упражнениях. Достаточно 10-15 секунд по времени на каждое положение.
5.Затем эти позиции соединить с движениями других органов артикуляционного аппарата и подключить дыхательный отдел организма.
6.Связать положение или тренировку мышц с каким-либо персонажем из сказки, предметом из жизни (обезьянка, лопаточка, мостик). Ввести ребёнка в игру.
7.Новое упражнение вводить только после закрепления предыдущего.
8.Необходимо, чтобы ребёнок при выполнении данной гимнастики сидел на стуле, чтобы концентрация энергии была в верхней части организма.
9.Малыш должен сидеть перед зеркалом, чтобы видеть свою артикуляцию и запоминать правильные движения.
Подсказки и вмешательства
Качественное выполнение упражнений во многом зависит от педагога. Для того, чтобы понятно объяснить выполняемое движение, необходимо уметь показывать «невидимое». Взрослый перед началом занятий сам поэтапно должен отработать урок, придумать интересную игровую постановку. И уже затем в процессе тренировки учитель аккуратно вмешивается в ход занятия с помощью детского шпателя или собственного пальца, двигая язык в нужную часть полости рта. В достижении необходимой цели поможет комплекс артикуляционной гимнастики заднеязычных звуков.
Шагаем к цели
С помощью данной гимнастики, отрабатывается правильное произношение букв «к», «х» и «г». Нас интересует «к». Его сложнее произнести с точки зрения мышц языка. Перейдём непосредственно к описанию упражнений для постановки данного звука.
Комплексы упражнений
Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.
Комплекс для развития мышц губ
- Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
- Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
- Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
- Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
- Пофыркать губами так, как это делают лошадки.
Комплекс для развития мышц языка
- Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
- Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
- Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».
- Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
- Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.
- Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.
Комплекс для развития мышц щек
- Надувать и сдувать щёки.
- Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
- Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
- Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
- Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.
Примеры упражнений
Для губ
«Улыбочка» (губы удерживаются в улыбке, зубов не видно):
Губки мои гибкие
Могут стать улыбкою.
«Трубочка» (вытянуть губы в длинную трубочку):
Губы сложим в трубочку,
Чтобы сделать дудочку.
«Заборчик» (улыбнуться, обнажив сомкнутые зубы):
Зубы ровно мы смыкаем
И заборчик получаем.
«Бублик» (округлить губы и немного вытянуть вперед, через «бублик» должно быть видно сомкнутые зубы):
Бублик мы изобразили –
Губы плавно округлили.
«Пятачок» (губы вытянуть трубочкой, двигать вправо-влево, потом делать круговое вращение):
Дети свинку угощают, ее носик выбирает:
Справа рыженький Антошка предлагает ей картошку,
Слева – с яблоками Злата.
Надо хрюшке выбирать: «Это выбрать? Это взять?».
Для губ и щек
«Щечки замерзли» (покусать изнутри, снаружи похлопать, потереть щечки):
Мы согреем наши щечки:
Разотрем, похлопаем, зубками потопаем.
«Толстячок» (сначала надуть обе щеки, затем поочередно по одной):
Вот толстяк – надуты щеки
И, наверно, руки в боки.
«Худышка» (втянуть щеки):
Вот худышка – щеки впали,
Видно, кушать ей не дали.
«Шарик» (надуть щеки, потом слегка ударить по ним кулачками):
Сперва шарик надувай,
Потом воздух выпускай.
«Орешек» (язык попеременно упирается в правую и левую щечку):
Белка щелкает орешки,
Основательно, без спешки.
Упираем язычок
Влево, вправо, на бочок.
Для языка (статические)
«Птенец» (широко раскрыть рот, язык расслаблен):
Кушать птенчики хотят,
Маму ждут, но не шумят.
Мама зернышко несет,
Открывай пошире рот!
«Бегемотик» (широко открыть рот, расслабленный язык положить на нижнюю губу):
Бегемотик рот открыл,
Подержал, потом закрыл.
«Чашка» (широко раскрыть рот, передний и боковой края приподняты, но не касаются зубов):
Любим пить мы крепкий чай,
Ну-ка, чашку подставляй!
«Иголочка» (вытянуть сильно вперед свернутый в напряженную трубочку язык):
Язычок мой как иголка,
Отойди, уколет колко!
«Грибочек» (открыть рот, язык присосать к верхнему небу):
На тонкой ножке вырос гриб,
Он не мал и не велик.
Присосался язычок,
Несколько секунд – молчок!
Для языка (динамические)
«Часики» (приоткрыть рот, растянуть губы в улыбке. Языком попеременно тянуться к правому и левому уголку губ):
Тик-так, тик-так,
Ходят часики вот так.
«Качели» (напряженный язык поочередно тянется к носу и подбородку):
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
«Катушка» (открыть рот, кончик языка упереть в нижние резцы, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык выдвинуть вперед, затем убрать вглубь рта):
Язычок сложи катушкой
И катай, как кот игрушку.
«Лошадка» (присосать язык к небу, цокать языком медленно и сильно):
Я веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко,
Звук копыт услышишь звонкий.
«Варенье» (облизать по кругу сперва верхнюю, затем нижнюю губу):
Мы сегодня ели
Вкусное варенье,
А теперь по кругу
Мы оближем губы.
Для мышц глотки и мягкого неба
«Зевушка» (имитировать зевание с закрытым и открытом ртом, во втором случае шумно втягивать воздух):
Зевушка – левушка, сонная головушка.
Постелю под спинку мягкую перинку,
Положу под ушко я тебе подушку,
В одеяльце заверну, вместе я с тобой усну.
«Подражание» (имитировать стон, мычание, свист):
Почему мычишь, корова?
Может, просто нездорова?
Вон раздуты как бока!
И походка нелегка!
«Полоскание горла» (запрокинуть голову, имитировать полоскание горла):
Петю в комнату позвали,
Положили на кровать,
Полоскание достали,
Чтобы горло полоскать.
Порошок от кашля дали
И, проверив рост и вес,
Вокруг шеи повязали
Согревающий компресс.
«Сытый хомячок» (надуть щеки с зажатым носом):
Рыжий хома-хомячок – настоящий толстячок,
За щекой зерно хранит, пожует и снова спит.
«Согласные» (медленно произнести звуки «к», «г», «т», «д»).
На консультации логопед подберет индивидуальный комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, расскажет и покажет, как заниматься с ребенком дома
Выполнение этих и других артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, поскольку они помогают сделать речь чистой, четкой, ритмичной. Для детей с нарушениями звукопроизношения такая гимнастика является необходимой. Индивидуальный комплекс упражнений лучше всего подбирать с логопедом. Сделать это можно на занятиях по развитию слуха и речи, а потом выполнять «домашние задания», основываясь на рекомендациях специалиста.
Артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет
- «Заборчик». Верхние и нижние зубки плотно сомкнуты. Ребенок растягивает губы в широкой улыбке, обнажая зубки. Про себя нужно произнести «И», удерживая такое положение от 5 до 10 счетов.
- «Трубочка». Ребенок снова смыкает верхние и нижние зубки, как в предыдущем упражнении. Затем нужно округлить и немного вытянуть губы, как будто произнося продолжительное «О». Задержаться в таком положении, считая от 1 до 10. Немного отдохнуть и повторить упражнение.
- «Маляр красит стены». Попросите ребенка провести язычком по внутренней стороне щек, по пространству между губами и по десне. Пускай малыш представит, что волшебный маляр красит домик, в котором живет язычок.
- «Воздушные шарики». Ребенок должен надуть щеки, удержать несколько счетов воздух и выпустить через рот.
- «Орешки». Попросите малыша дотронуться языком до одной щеки, подержать, затем перенести язык на другую щеку, удержать в таком положении несколько счетов.
- «Наказываем непослушный язык». Ребенок слегка приоткрывает ротик, кладет язык на нижнюю губку, а затем начинает слегка шлепать язык губами. При этом нужно произносить: «пя-пя-пя», а затем, покусывая слегка язык, говорить: «тя-тя-тя».
- «Часы». Ребенок слегка приоткрывает рот, кончиком языка проводит по верхней губе, затем, по часовой стрелке, по нижней губке. Следите, чтобы малыш не поджимал губы, не выходил языком за контур рта, не двигал челюстью.
- «Крестики». Ребенок приоткрывает ротик, кончиком языка дотрагивается сначала до центра верхней губы, затем – до нижней, потом переводит язык в левый уголок, в завершении – в правый.
- «Качельки». Попросите малыша дотронуться кончиком языка сначала до зубов сверху, затем – снизу. Челюсть при этом двигать нельзя.
- «Лакаем молочко, как котенок». Кроха выполняет движения языком, как будто котик пьет молоко. Следите, чтобы работал только язык, а голова оставалась неподвижной.
- «Цокаем, как лошадка». Предложите ребенку широко улыбнуться, чтобы показались зубы. Теперь пускай кроха поцокает языком, как лошадка. Губки улыбаются. После непродолжительного отдыха повторите упражнение еще раз.
- «Чистим зубы». Сначала ребенок улыбается, затем приоткрывает ротик, начинает проводить языком сначала по верхним зубам, затем по нижним. Можно «чистить» зубы с внутренней и внешней стороны.
Вот такая на самом деле несложная артикуляционная гимнастика для детей 4-5 лет (видео найдете ниже). Выполняйте с удовольствием!
Артикуляционная гимнастика: определение
Аппарат артикуляции – это основа правильной речи. При его недоразвитости будет страдать произношение звуков. Состоит аппарат из языка, губ, гортани, голосовых складок, неба мягкого и твердого, зубов и носоглотки. Все эти органы крайне важны для развития произношения, которое начинается с рождения и продолжается в течение жизни, в зависимости от речевой практики ребенка.
У детей 3-4 лет артикуляционный аппарат находится в фазе активного развития. Если помочь ребенку в этот период правильно использовать органы, принимающие участие в произношении, в дальнейшем проблемы с речью значительно уменьшатся. Самая действенная помощь – выполнение артикуляционной гимнастики.
Еще по теме “Упражнения для языка”:
стишки для зарядки
Железнова Екатерина. Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Веселая зарядка для малышей. С помощью таких упражнений можно разнообразить занятия с детьми. У себя на кухне возмущаться на несправедливость жизни- да…
Высовывает язык
Высовывает язык. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского Сыну 4.5, часто бывает открыт рот, и довольно часто высунут язык.
пестовальная гимнастика
Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Со временем научите его играть язычком и дуть в трубочку Ребенок от рождения до года. не стихи, не гимнастика, а именно сочетание и того, и другого – кто-нибудь знает, где искать?
Хелп, подрезка языковой уздечки….
У моей подруги мальчику 2,5 года. Не разговаривает, хотя он очень общительный, шилопопый. До недавнего времени мы были спокойны, т.к. на примере моего сына было видно, что можно заговорить и позже. Ванек заговорил в 3 года. А оказалось, сыну подруги, надо подрезать языковую уздечку, она у него очень сильно держит язык и не дает ему разговаривать совсем… Девочки кто с этим сталкивался?
Постоянно высовывает язык
Постоянно в момент заинтерисованности, да и просто так высовывает язык и так ходит. Появилось около 2х месяцев назад, я и ругаю и по губам ей стучу, все бесполезно.
Логопед. массаж, посоветуйте.
Мамочки, посоветуйте, какие логопед. упражнения или массаж своему ребенку, мама может выполнять дома самостоятельно? И вообще, можно ли это делать?
Обучение англ.яз+логопедия
По сути это – логопедические упражнения, направленные на закрепление иных звуков. Так вот такое обучение языку не повредит. Да и дома это сделать достаточно легко.
дыхательная гимнастика: девочки, расскажите, плз,
кто занимается этой гимнастикой и что ваша гимнастика из себя представляет? мне в выходные предстоит возобновить поход на курсы островской и ее цикл с этой дыхательной Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей.
Зарядка
Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. стишки для зарядки. Родительский опыт. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим утром рано на полянке так резвились…
Артикуляционная и еще пальчиковая гимнастика (часть 3)
Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Артикуляционная и еще пальчиковая гимнастика (часть 3). Речь. Ребенок от 1 до 3. Воспитание ребенка от года до трех лет: закаливание и развитие, питание и болезни, режим…
Стишки для зарядки
Железнова Екатерина. Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Веселая зарядка для малышей. С помощью таких упражнений можно разнообразить занятия с детьми. У себя на кухне возмущаться на несправедливость жизни- да…
Как лечить дизартрию?
Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Как лечить дизартрию ? Дочке 2,2 года, говорит не просто невнятно – это кошмар. пальчиковой гимнастикой, играем со льдом, массаж, развиваем мелкую моторику, язычком играем.
Зарядка для детей до 3-х лет
Зарядка для язычка : артикуляционная и дыхательная гимнастика для малышей. Пальчиковые игры. Этот вид составных картинок выполняет свою развивающую задачу для детей с 3 – 4 до 6-7 лет. Знакомство нужно начинать с четырех кубиков, на которых помещено…
Упражнения
Данный комплекс логопедических упражнений для детей 4 5 лет включает не только речевые игры, но и специальные гимнастики для рук и органов речи. Мелкая моторика способствует стимулированию центра речи в головном мозгу, поэтому регулярные упражнения для пальцев необходимы каждому дошкольнику. Артикуляционная гимнастика совершенствуют главный орган речи — язык и умение ребенка им управлять. Это положительно сказывается на способности произносить все, даже самые сложные, звуки.
Пальчиковая гимнастика
Каждая серия упражнений повторяется 8-10 раз
Загорелись огоньки
Ритмично открываем и закрываем пальцы на каждой ладошке, вместе и поочередно.
Вкусные блинчики
Кладем руки на стол, чередуя ладошку и тыльную сторону. Правая касается поверхности столешницы ладонью, левая — тыльной стороной. Затем положение рук меняется.
На речке
Руками изображаем волны, плавно поводя ладонями сверху вниз — это речка. Затем на воде появляется лодка – ладони прижаты друг к другу, пароход – большие пальцы подняты и соединены. А потом и рыбки приплыли — ладошки вместе, большие пальцы прижаты, кисти двигаются из стороны в сторону.
Как растут деревья
Ладошки поднимаем, пальчики раскрываем сильно — выросли ветки. Опускаем ладошки вниз и тоже разводим пальцы в стороны — это корни. Встряхнули ладошки — листочки полетели.
Артикуляционная гимнастика
Каждое упражнение выполняется 6-8 раз.
Веселые квакушки
Широко улыбаемся, зубки сомкнуты и стоят ровным «заборчиком». Сохраняем улыбку 10 секунд.
Шаловливый слоненок
Вытягиваем губы вперед и делаем вид, что набираем «хоботком» воду.
Хитрый питон
Улыбаемся, высовываем изо рта язычок, вытягиваем его, прячем назад.
Быстрая лошадка
Широко открываем ротик, улыбаемся, цокаем язычком
Обращаем внимание на то, что нижние зубки не двигаются, «скачет» только язык!
Гребешок
Улыбнуться, показать зубки. Высунуть язычок, зажать его между зубами и «протащить» обратно.
Бабушкины ходики
Открываем ротик, улыбаемся, затем дотягиваемся язычком до уголков губ – левого и правого.
Воздушные шарики
«Надуваем» и «сдуваем» то одну щеку, то другую, затем – обе сразу.
Игры для развития фонематического слуха
Что звучит?
Соберите в мешочек предметы, издающие звук (горох в баночке, лист бумаги, фольга и другие). Доставайте по одному и просите ребенка угадать, что звучит.
Слова-вагончики
Нужно вспомнить как можно больше названий (игрушек, животных, инструментов и других) на каждый звук, слово должно начинаться или заканчиваться на него. Пример:для звука В — ватрушка, варенье, вареники, вобла, вафли и др.
Маленькие поэты
Придумывать рифмы к слову (мошка — ложка и т.д)
Регулярные логопедические занятия имеют огромное значение для дошкольников Особенно, если проводить их не только в детском саду, но и дома . Педагоги и родители помогают детям успешнее пройти ступеньки речевого развития, быстрее научиться читать, освоить нюансы родного языка. Это та база, которая помогает не только успешнее освоить программу обучения в детском саду, но и отлично учиться затем в школе.
Массаж при гипертонусе мышц у ребенка
Существуют разные виды массажей, главная цель которых – расслабить мышечное напряжение и снять спазм
Важно выбирать щадящие методики, учитывающие возраст и анатомические особенности ребенка. Массаж от гипертонуса у ребенка лучше доверить профессионалу, но если нет такой возможности, тогда можно делать его самостоятельно, но после консультации с врачом
Курс должен включать 10-15 сеансов и при необходимости его повторяют спустя месяц. Самостоятельно можно выполнять такие движения:
Поглаживание пальцев на руке и ноге. Движения будут похожи на те, как при надевании перчаток.
Поглаживания, двигаясь от плечевого сустава до ладони
Важно во время этого пропускать зону локтевого сгиба.
Поглаживания бедер, голеней и стоп, но при этом аккуратно воздействовать нужно на зону коленных суставов, паха и внутренней части бедер.
Растирания круговыми движениями нижних и верхних конечностей, спины и живота. Важно делать это после поглаживаний.
Что касается стоп, то движения следует совершать от пятки к пальцам
Еще одно движение – рисование восьмерки на стопе, начиная с основания пальцев, перекрещивание в центре и заканчивая на пятке.
Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — Гимнастика детского язычка
Публикация «Гимнастика детского…»
Артикуляционная гимнастика обязательно должна проходить перед зеркалом. Ребенок должен видеть свои органы артикуляции и иметь возможность сравнивать движения с показанными взрослым. Причем, можно не говорить малышу, что это занятие. Зарядку можно делать после умывания и чистки…
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Знакомство с органами артикуляционного аппарата и понятием «Звук»
Цель: Сформировать у детей первоначальное представление о речевом аппарате и познакомить с органами артикуляции (язык, губы, зубы. Задачи: • Закрепление с детьми названия частей лица и артикуляционных органов; • Знакомство детей с основными артикуляционными упражнениями,…
Рекомендация для родителей. Зачем нужна артикуляционная гимнастика?
Рекомендация для родииелей. За чем нужна артикуляционная гимнастика ? Ребенок учится произносить различные звуки благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляции. Точность, сила, объем движений развиваются у ребенка постепенно. Ваш ребенок…
Артикуляционная гимнастика для звуков ,
Правильная артикуляция звуков «Ш», «Ж»: — губы округлены и выдвинуты вперед — зубы сомкнуты, либо сближены — кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол, но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. — теплая воздушная струя выдыхается по середине…
Артикуляция. Артикуляционная гимнастика — Картотека артикуляционной гимнастики для дошкольников от 3–7 лет
Артикуляционная гимнастика: видео артикуляционных упражнений.
Веселая видеоэнциклопедия артикуляционной гимнастики для дошкольников.
В каждом коротком видео Вы увидите картинку для упражнения, стишок и выполнение упражнения ребенком. Видео не мои и взяты из свободного доступа в youtube. Если у Вас есть какие-либо пожелания к их авторам — пишите на их канал. Если Вы готовы предоставить для этой статьи свои качественные видео с выполнением артикуляционных упражнений детьми бесплатно — то всегда рада. Пишите :-). Пока других видео я не нашла — если Вы поможете нам их найти, будет замечательно!
3.1.Артикуляционное упражнение «Лягушка»
3.2.Артикуляционное упражнение «Расческа»
3.3. Артикуляционное упражнение «Парус»
3.4. Артикуляционное упражнение «Чашечка»
3.5. Артикуляционное упражнение «Кошка»
3.6. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»
Артикуляционная гимнастика приносит огромную пользу ребенку. Занимайтесь ей с радостью, придумывайте свои игровые сюжеты, не забывайте делать ее ежедневно, и результат обязательно будет! Желаю Вам успехов!
Много полезных и интересных материалов по развитию речи детей Вы найдете в статьях рубрик «Мир вокруг нас» и «Развитие речи детей 3-4 лет»
Если эта статья Вам помогла или у Вас возникли вопросы, буду рада, если Вы оставите комментарий!
До новых встреч на сайте «Родная тропинка»!
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей». Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Артикуляционная гимнастика
«Слова с подмененными буквами представляются мне теперь человеком с ухом вместо рта, с глазом вместо уха, с пальцем вместо носа… Выпадение отдельных букв и слогов — то же, что провалившийся нос, выбитый глаз или зуб, отрезанное ухо или другие подобного рода уродство. Когда у некоторых людей от вялости или небрежности слова слипаются в одну бесформенную массу, я вспоминаю мух, попавших в мед; мне представляется осенняя слякоть и распутица, когда все сливается в тумане». К.С. Станиславский.
АРТИКУЛЯЦИЯ и АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ
Мы говорим и даже не задумываемся над тем, как это делаем. А между тем, произношение звуков – это сложный, двигательный акт, выполняемый артикуляционным аппаратом.
В ротовой полости располагаются активные органы артикуляционного аппарата – язык, губы, нижняя челюсть. И пассивные органы – верхняя челюсть, зубы, твердое небо.
К артикуляционному аппарату так же относятся глотка и гортань.
Работа органов артикуляционного аппарата, направленная на создание звуков нашей речи, называется артикуляцией.
Основа хорошей дикции – четкая артикуляция. И возможна она только при условии слаженной работы всех органов артикуляционного аппарата.
Наш организм – это совершенная система, в которой психические процессы тесно связаны с физиологическими. Именно поэтому, если мы испытываем повышенное волнение, то наше тело мгновенно реагирует на это.
Многим в ситуации публичного выступления приходится ощущать напряженность речевого аппарата, «онемение» языка, неподвижность нижней челюсти. Часто это проявляется в «смазанности» произносимых слов и «съедании» их части. Из-за этого картина публичного выступления теряет свою яркость, а оратор испытывает чувство неловкости.
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Артикуляционная гимнастика – мощный инструмент, с помощью которого можно выработать целенаправленные и полноценные движения органов артикуляционного аппарата, закрепить эти навыки и сделать более прочными.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений, направленных на развитие подвижности:
- нижней челюсти;
- губ;
- языка.
Ошибочно мнение, что выполнять артикуляционные упражнения рекомендуется только детям, да и то тем, кто имеет речевые нарушения. Артикуляционная гимнастика полезна в любом возрасте и всем без ограничений. Если у вас есть дети, выполняйте ее вместе с детьми. Это прекрасный повод провести время с пользой не только для своего ребенка, но и для себя тоже.
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
- Выполняйте артикуляционную гимнастику ежедневно в течение 10 – 15 минут.
- Выполняйте упражнения «на голодный желудок» или спустя полтора часа после приема пищи.
- Примите удобную позу сидя, тело не должно напрягаться.
- Перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется сделать самомассаж лица, шеи, губ.
- Первоначально используйте зрительный контроль при помощи зеркала для контроля правильности выполнения упражнений. Желательно, чтобы в зеркале отражалось ваше лицо полностью. Далее зрительный контроль можно устранить.
- Каждое упражнение рекомендуется выполнять по 5-6 раз в умеренном темпе – повтор до легкой усталости.
- Статические упражнения выполняются с удержанием артикуляционной позы в одном положении до 10-15 секунд.
- Следите за качеством выполнения упражнений. Движения должны быть точными, плавными.
- Соблюдайте последовательность работы – от простого к сложному.
Неоднократно в логопедической работе со взрослыми замечала, что выполнение артикуляционных упражнений перед зеркалом для многих становится настоящим испытанием. Происходит это по причине какого-то непонятного интуитивного осознания своей неполноценности. Ведь людям в 20-30-40 лет приходится делать то, что делают малыши. Не думайте о том, как вы выглядите, думайте о том, что вы получите в результате. Постарайтесь себе в зеркале понравиться и найдите в этой работе для себя плюсы.
Возможно, сначала при выполнении упражнений будет наблюдаться напряженность артикуляционных органов и легкие болезненные ощущения. Но поверьте, что при систематической работе напряжение исчезнет, движения станут непринужденными и скоординированными. Хорошо разработанный аппарат позволит освободиться от скованности, зажимов и яснее выразить то, что вы хотите донести до своего слушателя.
ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ПОЛУЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ ОТ УПРАЖНЕНИЙ!