Как стать фронтенд-разработчиком? пошаговый гид в мир фронтенда

Содержание:

MVC

Умные Парни попробовали перенести на фронтенд архитектурный шаблон с серверной части — MVC (модель-представление-контроллер). Этот шаблон диктует правило, что есть модель, которая описывает данные. Например, модель пользователя, модель фильма, модель отзыва. Есть контроллер, который обрабатывает запросы, например «показать по такому-то адресу страницу со списком фильмов». И есть представление, которое отвечает за отображение данных в HTML, в которое контроллер передаёт готовые данные, полученные из базы данных/API.

Здесь началась история single page application, SPA — приложений, которые загружаются один раз, а затем при переходе по страницам обращаются к серверу за данными по API. Этот подход называется AJAX. Вместо того, чтобы генерировать HTML на стороне сервера, сервер отдаёт клиентскую логику приложения один раз. Переходя на другую страницу, например с главной страницы на страницу поиска отелей, приложение запрашивает с сервера данные в чистом виде (к примеру, информацию об отелях), без тегов HTML (как правило в формате JSON), и самостоятельно генерирует представление.

Шаблон MVC на фронтенде был хорош, прекрасно работал, но было излишне сложно. Angular, Backbone — представители этой вехи истории. Они, к слову, живут и сейчас, но я в них глубоко не разбирался.

MVC предков — Первоисточник

Отделение данных от представления является основной темой графических пользовательских интерфейсов (как веб-ориентированных, так и настольных). С MVC — Model View Controller, отделение представления (View) от доменной области (Model) было основной мотивацией проектирования. И, без сомнения, MVC была плодотворной работой, которая повлияла на будущие поколения.

MVC был представлен для Smalltalk-80. В MVC объект View отображает данные, хранящиеся в объекте Model. Прежде чем мы сможем полностью изучить потоки данных в MVC, мы должны понять среды прикладных программ того времени (около 1970-х годов):

  • Этот MVC был предназначен только для настольных приложений. Веб еще не родился. Мы говорим о десятилетии до этого.
  • Забудьте о Web. Сложных операционных систем с графическим интерфейсом не существует.
  • Это означает, что прикладное программное обеспечение было очень близко «железу» систем.

Эти ограничения имели важные последствия для MVC. Обязанностью объекта Controller стало реагирование на пользовательские вводы, такие как клавиатура или мышь, и их преобразование в действия над моделью. Кроме того, отсутствие графических элементов в операционных системах означает, что Представление (View) не соответствует тому, что на экране.

Скорее, Представление и Контроллер существовали как пара. Представление показывало пользовательский вывод, а Контроллер получал входные данные от пользователя. Следует отметить, что пара Представление-Контроллер существовала для каждого элемента управления на экране, что дает нам раннюю концепцию виджета.

После всего сказанного о MVC, следующее изображение должно иллюстрировать потоки данных в MVC. В этом примере у нас есть простой счетчик с кнопкой увеличения и уменьшения. Состояние счетчика поддерживается Моделью. Также мы заменили две кнопки на одну, чтобы было проще.

С точки зрения связей:

  1. View и Controller содержат прямую ссылку на Model, но не наоборот. Это означает, что Model не зависит от пользовательского интерфейса и может меняться, не беспокоясь о проблемах пользовательского интерфейса.

  2. Модель реализует шаблон Observer, и на него подписывается один или несколько объектов View. Когда Model изменяется, она вызывает событие, и View обновляется после реакции на событие.

В MVC есть два разных потока данных. Во View-потоке Model не участвует. Это только изменение пользовательского интерфейса. Показ эффекта нажатия кнопки или реакция на событие прокрутки мыши — пример View-потока.

Сегодня мы больше не используем этот MVC и поэтому иногда его называют классическим MVC или MVC предков (father’s MVC).

Что нужно знать начинающему front-end разработчику

На сегодняшний день услуги специалистов по созданию пользовательского интерфейса весьма востребованы и хорошо оплачиваются. Однако есть и существенные недостатки. В частности, здесь отсутствует четкое описание того, что входит в профессиональные обязанности, а что не входит. По этой причине каждый руководитель может самостоятельно определять и оценивать круг деятельности. Иногда это может стать проблемой, поскольку могут потребоваться знания и навыки, которыми фронт-энд разработчика не обладает.

Вторым, не менее отталкивающим фактом является то, что специалист зависим от огромного количества различных людей, будь то разработчики программно-административной части web-приложения, дизайнеры или аналитики. С каждым из них ему необходимо согласовывать этапы и непосредственно процесс работы, участвовать в обсуждениях для поиска оптимального варианта и т. д. Как правило, местом работы для него служат крупные компании и агентства по разработке созданию веб-ресурсов, клиент-серверных приложений и мобильных клиентов.

Также начинающий front-end разработчик должен знать, где именно он может получить соответствующие знания и образование, подкрепленное дипломом. Во-первых, он может поступить в Международный учебный центр IT-образования «Компьютерная академия Шаг». Здесь только очное отделение, а выпускники получают соответствующие сертификаты и международный диплом. На сегодняшний день филиалы академии представлены в шестнадцати странах мира. Во-вторых, можно пройти онлайн-курсы в Образовательном IT-портале GeekBrains. За шестинедельный курс здесь можно пройти стажировку.

Стоит отметить, что в данных учебных заведениях человек может получить только базовое образование, а чтобы стать настоящим профессионалом, необходимо заниматься самообразованием, параллельно подкрепляя полученные знания и навыки практикой.

Бэкенд-разработчик

Занимается той частью сайта, которую не видно. Он работает с информацией, которую сохраняют пользователи, и делает так, что всё это сохранилось, где нужно, а потом отобразилось, где попросят.

Что нужно уметь, чтобы работать бэкендером

И самое главное — нужна ли во всём этом математика.

Бэкенд может быть «тяжёлым» — его пишут на PHP, Python или Ruby, или «лёгким» — его пишут на JavaScript с помощью Node.js. Язык нужно выбирать в зависимости от того, что нужно в конкретной компании или на конкретном проекте. И неудивительно, почему многие бэкендеры выбирают PHP.

Важно одно — бэкендеру тоже нужно понимать, как работает JavaScript и как устроена вёрстка. JavaScript нужен как раз для лёгкого бэкенда, а с вёрсткой бэкендеры работают регулярно — например, эта статья загружена с бэкенда и красиво выведена на страницу с его помощью

Как и React-разработчику, бэкендеру на работе не обойтись чистым PHP. Нужно знать фреймворки, которые упрощают работу, помогают сэкономить время и всё унифицировать, если в компании несколько разработчиков.

Бэкенд-разработчики отвечают за базы данных и пользовательскую информацию. Они пишут на бэкенд-языках, но разбираются и в том, как устроена вёрстка.

Императивный vs. Декларативный

Есть два типа подхода к тому, как JavaScript взаимодействует в DOM: императивный и декларативный. С одной стороны декларативное программирование сосредоточено на том, что происходит. С другой стороны императивное программирование сосредоточено не только на том, что происходит, но и как.

var hero = document.querySelector('.hero')hero.addEventListener(‘click’, function() {  var newChild = document.createElement(‘p’)newChild.appendChild(document.createTextNode(‘Hello world!’))    newChild.setAttribute(‘class’, ‘text’)    newChild.setAttribute(‘data-info’, ‘header’)    hero.appendChild(newChild) })}

Это пример императивного программирования, когда мы вручную запрашиваем элемент и вкладываем структуру в DOM. Другими словами концентрируемся на том, как достичь чего-то. Самая большая проблема этого кода — он слишком хрупкий. Если кто-то в процессе работы поменяет имя класса в HTML с hero (герой) на villain (злодей), обработчик событий больше не будет срабатывать, поскольку в DOM нет никакого класса hero.

Декларативное программирование решает эту проблему. Вместо того, чтобы выбрать элемент вы оставляете это на откуп фреймворку или библиотеке, которую вы используете

Это позволяет сосредоточить внимание на том, что делается, вместо того, как это делается. Для получения большей информации прочитайте и Three D’s of Web Development #1: Declarative vs

Imperative.

Это руководство в первую очередь учит вас императивному подходу перед введением декларативного подхода с фреймворками, например Angular, и библиотеками типа React. Я рекомендую обучаться именно в таком порядке потому что это позволит вам увидеть проблемы, которые решает декларативное программирование на JavaScript.

Где найти фронтенд-программиста на проект?

  • Вы можете посмотреть каталог веб-программистов на нашем сайте. В каталоге есть фильтры, при помощи которых вы сможете найти резюме кандидатов, владеющих нужными вам технологиями.
  • Добавьте проект на биржу в раздел «Разработка сайтов». Здесь можно бесплатно добавить проект или вакансию для frontend-разработчика.

Рекомендуем

Профессия копирайтер

Одна из самых востребованных профессий в интернете. Подойдет людям, которым нравится писать тексты, придумывать идеи и решать творческие задачи. В …

Профессия инженер-электрик

Питание силового оборудования.
Суть профессии инженера электрика:

Проектирование силовых электросетей для питания оборудования и …

Пользовательский опыт

▍Поддержка устаревших браузеров (полифиллы)

полифиллыэтомCan I Use

  • Angular. В документации к Angular есть особый раздел, посвящённый браузерной поддержке.
  • React. Проекты, создаваемые с помощью Create React App, поддерживают, как и ReactDOM, браузеры, начиная с IE 9. Эта поддержка основана на использовании полифиллов.
  • Vue. Здесь особенности поддержки устаревших браузеров описаны в к CLI.

▍Локализация и интернационализация

  • Использование на сайте выпадающего списка с перечнем языков, поддерживаемых проектом.
  • Доступ к сведениям о географическом местоположении пользователя (с помощью браузерного API Geolocation) и адаптация веб-сайта в соответствии с полученными данными.
  • Указание сведений о языке в URL. Например, это может выглядеть так: , или так: , или даже так: .
  • Angular. Angular, повторюсь, это полноценный фреймворк, он даёт разработчику готовое решение.
  • React. Задачи интернационализации проектов можно решать с помощью популярной в React-среде библиотеки react-i18next.
  • Vue. В решении рассматриваемых нами задач очень хорошо показывает себя библиотека vue-i18n.

▍Доступность контента

  • Использование атрибута изображений .
  • Применение ARIA-атрибутов для оформления описаний содержимого страниц сайта.
  • Поддержка возможности изменения размеров текста.
  • Наличие высококонтрастного режима.
  • Поддержка навигации по сайту с использованием клавиатуры, в частности, клавиши и клавиш-стрелок.

a11yproject.com

Angular. В документации к этому фреймворку есть особый раздел. Разработка доступных проектов поддерживается и на уровне Angular CDK.
React. Речь о доступности ведётся и в документации к библиотеке React. Существует и специальная библиотека — react-a11y

Но эта библиотека больше не поддерживается, поэтому пользуйтесь ей с осторожностью и учитывайте то, что её планируется заменить на библиотеку react-axe.
Vue. Разрабатывать доступные проекты на Vue поможет плагин vue-a11y

При создании библиотеки vuetify тоже учтены соображения доступности.

Эксперимент 3

В рамках эксперимента 3 выберите один из прошлых экспериментов и проведите рефакторинг своего кода с использованием советов, которые вы узнали выше. Рефакторинг означает редактирование вашего кода так, чтобы он стал проще, в том числе в плане читаемости.

Умение проводить эффективный рефакторинг кода — очень важный навык для фронтенд-разработчика. Создание эффективного кода- постоянный процесс. Возьмите статью CSS архитектура: рефакторинг CSS (англ.) в качестве отправной точки для вашей работы над рефакторингом.

Не важно сделать правильно с первого раза. Важно сделать правильно в конечном результате

Ниже несколько вопросов, на которые вы должны себе ответить в процессе рефакторинга.

  • Не двусмысленны ли названия классов? Через полгода я все еще смогу понять, что означает название класса?
  • Семантичен ли мой HTML и CSS? Можно ли с первого взгляда определить структуру и взаимоотношения элементов?
  • Использую ли я одни и те же цвета в коде? Не будет ли логичнее вынести их в переменные Sass (англ.)?
  • Работает ли мой код в Safari так же хорошо, как в Chrome?
  • Нельзя ли заменить часть кода на систему сеток, например Skeleton?
  • Не слишком ли часто я использую !important? Как я могу это исправить?

Начните создавать реальные проекты

После того, как вы хорошо изучили фронтенд-разработку, пришло время проверить это. Теперь приступайте к разработке реальных проектов. Главное знайте, что этому нельзя научиться, обучаясь, но можно научиться практикуясь.

Начните с малого, начните с создания небольших базовых интерфейсов. Далее, переходите к более сложным веб-сайтам. Не бойтесь ошибаться

Это важно. Чем больше ошибок вы сделаете, тем больше у вас будет возможностей учиться на практике

Если вы не знаете, с чего именно начать, начните с бесплатных образовательных проектов, доступных в интернете.

Изучая каждую технологию, находите практические задачи по ним. Так вы сможете закрепить пройденных материал и заодно попрактиковаться. После завершения практических задач создайте что-нибудь свое. Например тот же таскер или задачник, который покажет ваш, ваш уровень знаний во фронтенде.

Затем уже можно будет создать небольшое резюме. Все проекты, которые вы завершили самостоятельно, особенно те, которые демонстрируют ваши навыки и способности, должны быть добавлены в ваше резюме. Также можно добавлять из на github, чтобы работодатели видели уже все примеры ваших навыков.

Интерактивность

Одна из областей применения JavaScript — добавление интерактивности вашей странице

Теперь, когда у вас есть представление о JavaScript как о языке, можно перейти к его применению в вебе. Для понимания того, как JavaScript взаимодействует с сайтами, вы должны сначала узнать об объектной модели документа (DOM).

DOM является отражением структуры HTML-документа. Это древовидная структура, состоящая из объектов JavaScript, которые соответствуют узлам HTML. Для дальнейшего изучения DOM, прочитайте Что такое DOM? в переводе Frontender Magazine. Статья даст вам простое и понятное объяснение понятия DOM.

Инспектируем DOM

JavaScript взаимодействует с DOM и изменяет или обновляет его. Вот пример, в котором мы выбираем HTML элемент и изменяем его содержимое:

var container = document.getElementById(“container”);container.innerHTML = 'New Content!';

Не волнуйтесь, что это какой-то очень элементарный пример. Вы можете сделать гораздо больше этого при помощи манипуляций с DOM. Чтобы узнать больше о использовании JavaScript для взаимодействий с DOM, пройдите в раздел Руководство по DOM в документации MDN.

  • Введение в DOM
  • Events
  • Examples of web and XML development using the DOM
  • How to create a DOM tree
  • Locating DOM elements using selectors

Опять же, сосредоточьтесь на понимании концепции, минуя синтаксис. У вас должны быть ответы на следующие вопросы:

  • Что такое DOM?
  • Как обратится к элементам?
  • Как добавить обработчик событий?
  • Как изменить свойства узла DOM?

Для получения полного списка доступных манипуляций с DOM при помощи JavaScript, обратитесь к JavaScript Functions and Helpers от PlainJS. Этот сайт содержит объяснения того, как, например, менять свойства стилей HTML-элементов или обрабатывать события клавиатуры. Если вы хотите копнуть глубже, то вы всегда можете прочитать раздел о DOM в книге Выразительный JavaScript.

Структура взаимодействия бэкенда и фронтенда

Сегодня существует несколько основных архитектур, определяющих, как будут взаимодействовать ваши бэкенд и фронтенд.

Серверные приложения

В этом случае HTTP-запросы отправляются напрямую на сервер приложения, а сервер отвечает HTML-страницей.

Между получением запроса и ответом сервер обычно ищет по запросу информацию в базе данных и встраивает ее в шаблон (ERB, Blade, EJS, Handlebars).

Когда страница загружена в браузере, HTML определяет, что будет показано, CSS — как это будет выглядеть, а JS — всякие особые взаимодействия.

Связь с использованием AJAX

Другой тип архитектуры использует для связи AJAX (Asynchronous JavaScript and XML). Это означает, что JavaScript, загруженный в браузере, отправляет HTTP-запрос (XHR, XML HTTP Request) изнутри страницы и (так сложилось исторически) получает XML-ответ. Сейчас для ответов также можно использовать формат JSON.

Это значит, что у вашего сервера должна быть конечная точка, которая отвечает на запросы JSON- или XML-кодом. Два примера протоколов, используемых для этого — REST и SOAP.

Клиентские (одностраничные) приложения

AJAX позволяет вам загружать данные без обновления страницы. Больше всего это используется в таких фреймворках, как Angular и Ember. После сборки такие приложения отправляются в браузер, и любой последующий рендеринг выполняется на стороне клиента (в браузере).

Такой фронтенд общается с бэкендом через HTTP, используя JSON- или XML-ответы.

Универсальные/изоморфные приложения

Некоторые библиотеки и фреймворки, например, React и Ember, позволяют вам исполнять приложения как на сервере, так и в клиенте.

В этом случае для связи фронтенда с бэкендом приложение использует и AJAX, и обрабатываемый на сервере HTML.

Эксперимент 4

Dieter Rams Clock

Эксперимент 4 объединяет все что вы узнали о HTML и CSS, а так же знания по JavaScript. В рамках этого задания вы создадите часы с собственным дизайном и сделаете их интерактивными при помощи JavaScript. Перед началом я рекомендую прочитать Decoupling Your HTML, CSS, and JavaScript с целью изучения основных соглашений по именованию классов в случаях, когда в разработке участвует JavaScript. Я так же подготовил список примеров на CodePen. Вы можете использовать их как шпаргалки для этого эксперимента. Если нужно больше — поищите по слову clock на CodePen.

  • Flat Clock
  • Настенные часы на jQuery
  • Fancy Clock
  • Retro Clock
  • Простые часы на JavaScript

Есть два способа выполнения этого задания. Можете начать с проектирования и создания макета на HTML и CSS, а затем добавить JavaScript. Или вы можете сначала написать логику на JavaScript, а затем перейти к разметке и стилям. Вы можете использовать jQuery или чистый JavaScript.

JavaScript-фреймворки

После того, как вы вооружились основными знаниями о JavaScript, наступает время перейти к изучению фреймворков. Фреймворки — это JavaScript-библиотеки, которые помогут структурировать и организовать код. JavaScript-фреймворки предоставляют разработчикам набор решений для таких сложных задач, как маршрутизация, оптимизация производительности, управление состояниями. Обычно используются для создания веб-приложений.

Я не буду описывать все JavaScript-фреймворки. Тем не менее вот краткий перечень основных: Angular, React + Flux, Ember, Aurelia, Vue и Meteor. Вам не нужно изучать их все. Выберите один и научитесь работать с ним. Не пытайтесь угнаться за всеми новинками. Вместо этого постарайтесь понять основную философию разработки и принципы, на которых строятся фреймворки.

Где обучиться профессии с нуля?

Освоить профессию можно на интернет-курсах, где обучают практикующие специалисты. Вы освоите теорию, получите практику и работы, которые можно добавить в резюме. Ряд курсов помогают найти стажировку или найти вакансию.

Название

Описание

Идет в университете Нетология. Подходит для новичков. Обучают 10 технологиям: HTML, CSS, JavaScript, JSX, XHR и AJAX, React, VirtualDOM, Flexbox, React Router. Студенты выполняют более 100 практических работ. Помогают с поиском работы.

Подходит новичкам и студентам с базовым уровнем. Учат верстать, в том числе адаптивные макеты, писать скрипты на JS, использовать фреймворки. Отдельные уроки посвящены карьере в программировании, какие навыки востребованы, как искать заказы и работу.

Учат основным front-end технологиям. Предлагают пройти стажировку. Сотрудничают с разными компаниями, которые могут предлагать студентам вакансии.

Учиться на курсах можно из любой точки мира, поскольку занятия идут в формате вебинаров – через интернет. Преподавателям можно задавать вопросы в чате. По практическим работам вы получаете обратную связь.

Что такое backend-разработка?

Backend-разработка — это набор аппаратно-программных средств, при помощи которых реализована логика работы сайта. Попросту говоря, это то, что скрыто от глаз пользователя и происходит вне его браузера и компьютера.

Например, когда вы вводите запрос на странице поисковика и жмёте клавишу Enter, frontend заканчивается и начинается backend. Ваш запрос отправляется на сервер Google или «Яндекса», где расположены алгоритмы поиска. Именно там случается всё «волшебство». Как только на мониторе появилась информация, которую вы искали, — вновь происходит возвращение в зону frontend.

По большому счёту, сервер — это тот же компьютер, только более мощный. Он хранит данные и отвечает на запросы пользователей.

Важно!

Backend — это процесс объединения сервера с пользователем.

Компоненты backend-разработки

Backend-разработчик применяет те инструменты, что доступны на его сервере. Он вправе выбрать любой из универсальных языков программирования, например, Ruby, PHP, Python, Java. Всё зависит от конкретного проекта и задачи заказчика.

Также для backend-разработки используются системы управления базами данных:

  • MySQL;
  • PostgreSQL;
  • SQLite;
  • MongoDB.

Серверная MVC a.k.a. Модель 2

Первой известной реализацией серверной MVC является Модель 2 от Sun Microsystems для веб-приложений на Java.

Этот MVC очень похож на классический MVC, но появляются дополнительные сложности, связанные с тем, что время цикла потока данных увеличивается экспоненциально, когда данные пересекают границы клиента и сервера

Некоторые вещи, на которые стоит обратить внимание:

  • Десктопный MVC имеет два цикла данных (Data cycles), а веб-MVC — три цикла данных.
  • Есть два цикла Представления (View cycles). Первый — это цикл Представления клиента, такой как событие прокрутки, ввод с клавиатуры и т.д. Второй — цикл Представления сервера, такой как обновление страницы, активация гиперссылки и т.д.
  • Наконец, у нас есть цикл модели (Model cycle), который имеет дополнительную сложность по времени, поскольку он пересекает границу клиент-сервер.
  • Front Controller: компонент, обычно предоставляемый базовым технологическим стеком для обработки отправки HTTP-запросов. Например, контейнер сервлетов в веб-приложениях Java, IHttpHandler в классе ASP.NET или HTTP.Server в Node.js.

Считается, что сегодня SSR (Server Side Rendering) — рендеринг на стороне сервера означает совершенно другую концепцию. Однако это не совсем так. Поскольку весь HTML/контент создается сервером, а клиентский код JavaScript не используется, веб-приложения, полностью созданные с использованием серверной MVC, все еще рассматриваются как SSR.

Секреты Javascript Ниндзя. Джон Резиг, Беэр Бибо, Иосип Марас

У каждой книги есть своя цель, и у этой книги она тоже есть. Цель — напомнить вам о том, что есть в чистом js, что есть в браузере, что такое DOM и какие есть возможности у него.Она буквально вам говорит: «Отвлекитесь от фреймворков и библиотек — посмотрите что умеет язык без этого!». На страницах есть краткая информация для повторения основных понятий в js, некоторых стандартных приемов работы, например, с событиями. Все это приправлено от души хорошими примерами кода.Книга хороша своим грамотным делением на главы и простым языком изложения. Тот самый случай, когда на ночь можно почитать не только с удовольствием, но и с пользой.

Как стать frontend-разработчиком? Что нужно знать и уметь?

Ниже находится пошаговая инструкция, как стать frontend-программистом с нуля и что нужно знать для работы в этой сфере:

  1. Освоить HTML и CSS. HTML – это язык разметки веб-документов. CSS – каскадные таблицы стилей. Они управляют оформлением различных элементов на страницах (например, размером шрифтов).
  2. Изучить JavaScript – основной язык, который нужно знать frontend-программисту. Существуют различные библиотеки готовых скриптов, написанных на JavaScript. Их тоже лучше изучить, чтобы пользоваться ими и ускорять свою работу. Пример такой библиотеки – jQuery.
  3. Изучить методологию верстки, например, БЭМ от Яндекса. Методология помогает создавать веб-приложения по определенным принципам, которые помогают разбираться в чужом коде и в своем тоже по прошествии какого-то времени.
  4. Изучить фреймворки, в частности, Bootstrap. Фреймворк – это набор неких готовых решений, на базе которых можно создавать веб-сайты быстрее, чем при написании кода с нуля.
  5. Освоить кроссбраузерную верстку и научиться создавать страницы, которые одинаково выглядят в разных браузерах.
  6. Изучить адаптивный дизайн, т.е. дизайн, который подстраивается под размеры экрана пользователя. Таким образом сайт приемлемо выглядит на разных устройствах (компьютер, планшет, смартфон).
  7. Не лишним будет освоить языки серверного программирования на базовом уровне. Например, язык PHP – один из самых популярных в среде веб.
  8. Изучить Git и научиться работать с системами контроля версий.

Как видим, программа обучения frontend-программиста весьма обширна и включает множество навыков и умений.

Что такое frontend разработка

Frontend — разработка, связанная с клиентской частью сайта, языком JavaScript, а также фреймворками и серверными инструментами. В таблице рассмотрены виды и инструменты frontend-developer.

Front-end

Программирование клиентской части приложений, фронтенд создает все, что пользователь видит в браузере.

Back-end

Набор средств, с помощью которых происходит реализация логики веб-сайта, бэкенд отвечает за функциональное наполнение.

Full stack developer (многопрофильные)

Разработчик знает, как выполнять базовое управление сервером. Способен в одиночку спроектировать и реализовать все уровни фронтенд и бэкенд системы.

Окончательный выбор средств разработки зависит от проекта и поставленных задач. Нарастание сложности в программировании привело к выделению категории людей, которых называют фронтендерами.

TypeScript. Adopt

Недавно мы провели внутренний опрос фронтенд-разработчиков (как State of Frontend, только по Тинькофф), который прошли 159 фронтенд-разработчиков. В опросе была секция про TypeScript, ответы на которые дали нам уверенность, что TypeScript стал стандартом разработки фронтенда, по крайней мере в Тинькофф.

TypeScript, как язык со статической типизацией, повышает надежность и расширяемость кода. Мы получаем самодокументированный код, интерфейсы, безопасный рефакторинг, короткий цикл обратной связи (узнаем об ошибке в IDE, а не в браузере).

Если у вас небольшой проект, который в будущем не будет развиваться, «сделал и забыл», то использование TypeScript может принести накладные расходы. На дальней перспективе, когда проект будут развивать несколько поколений разработчиков, — используйте и не сомневайтесь.

В нашем блоге вы можете найти пару полезных статей про TypeScript:

  • Простые TypeScript-хитрости, которые позволят масштабировать ваши приложения бесконечно
  • 12 советов по внедрению TypeScript в React-приложениях

Что должен знать хороший frontend-разработчик?

Как уже было сказано выше, работодатели часто не до конца понимают, чем должен заниматься фронтенд-разработчик в их компании. А потому предлагают исполнять ему обязанности верстальщика.

На самом деле это то же самое, что забивать гвозди микроскопом. Верстальщик сможет сверстать готовый макет от дизайнера, пользуясь html и CSS. В отдельных случаях он «прикрутит», куда требуется, в плагин или библиотеку JavaScript.

У фронтенда задача на порядок более сложная и комплексная. Поэтому и знания у него должны быть соответствующие:

  1. Frontend Frameworks;

  2. HTML и CSS;

  3. JavaScript;

  4. JQuery

  5. Работа с препроцессорами CSS;

  6. Дизайн;

  7. Кросс-браузерная разработка;

  8. Системы управления контентом и платформы для электронной коммерции;

  9. Тестирование и отладка;

  10. Системы контроля версий Git и Version.

При этом хорошему фронтенд-разработчику требуется разбираться и в принципах поисковой оптимизации (SEO), различать виды верстки (адаптивная, мобильная, отзывчивая), понимать принципы оптимизации продукта под различные операционные системы и браузеры (если речь о создании сайтов).

Machine learning in Frontend. Trial

ML может применяться в задачах разработки веб-интерфейсов. Благодаря библиотеке Tensorflow, которая является одной из популярных библиотек для ML и имеет версию для Node.js и браузера, мы получаем возможность машинного обучения на известном стеке. Здесь JavaScript подтверждает свою универсальность.

Эти возможности позволяют решать задачи такими способами, о которых раньше не задумывались, но для этого необходимо теоретическое знание ML. Пример задач, где применим ML, — повышение скорости работы интерфейса.

Одна из наших команд экспериментировала и сделала сервис, предсказывающий вероятность посещения следующей страницы. Затем интегрировала этот сервис в стратегию предзагрузки одного из проектов — теперь в некоторых случаях пользователь при переходе на следующую страницу увидит ее моментально, без ожидания загрузки. Мы разработали свое решение на базе Tensorflow.js. Конкретно для этой задачи существует open-source-решение от Google — Guess.js, которое на основе данных из Google Analytics делает похожее. Советуем попробовать.

Еще из примеров использования ML в задачах фронтенда можно выделить анализ кода для выявления дубликатов, анализ верстки на соответствие гайдлайнам и даже возможность поправлять ее, распознавать документы в браузере, не передавая их по сети, генерировать пользователям индивидуально подстроенный интерфейс, повышать accessibility — допустим, голосовым управлением.

Web performance. Adopt

Скорость работы веб-приложений с каждым годом становится важнее. Скорость первоначального запуска и последующей работы интерфейса является частью UX, от этого зависит ранжирование в поисковых системах, что в совокупности влияет на бизнес-конверсии и успешность вашего продукта

Важно, чтобы скорость интерфейсов была в культуре разработки

Если вы раньше не думали о таком нефункциональном требовании, как скорость работы интерфейса, то начните с определения бюджета скорости: задайте те ограничения на performance-метрики, за пределы которых нельзя выходить

Важно согласовать эти бюджеты с владельцем продукта, чтобы было общее понимание ценности, бюджет учитывали при постановке задач и выделяли время на улучшение скорости

Для контроля бюджета нужно иметь мониторинг скорости работы приложения на основе данных от настоящих пользователей (RUM), желательно с автоматическими уведомлениями при достижении критических значений. Также нужно иметь синтетические тесты, которые исполняются в тестовом окружении. Желательно, чтобы такие тесты были интегрированы в процесс CI/CD: это позволит на раннем этапе замечать потенциальные проблемы и решать их до того, как они попадут к пользователям.

Ввести бюджет и инструменты контроля может быть недостаточно. Вы должны обучать вашу команду современным практикам разработки быстрых веб-интерфейсов, следить и делиться новыми подходами. У нас есть регулярная встреча по Web performance, на которой обсуждаются новости и хорошие примеры оптимизации. Так мы распространяем культуру быстрых интерфейсов и обмениваемся опытом.

В нашем блоге мы подробно раскрывали тему производительности, рекомендуем ознакомиться:

  • Клиентский мониторинг производительности
  • Синтетический мониторинг производительности
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector