9 советов, как лучше запоминать новую информацию (это полезно в любом возрасте)

Техники эффективного запоминания

Теперь давайте рассмотрим несколько эффективных мнемотехник.

Ключевые слова

Вам будет проще запомнить большой объем информации, если делать краткие пометки для себя. Разделите информацию на равные блоки, в каждом из них выделите ключевые слова и запишите их. Они будут триггерами, которые запускают ассоциативный ряд и помогают воссоздать данные из памяти.

По такому же принципу удобно конспектировать лекции. Не пытайтесь ухватить все сразу и записать слово в слово – у вас все равно не получится

Слушайте, вдумывайтесь, а самое важное записывайте

Логические цепочки

Знаменитый американский психолог Джон Миллер изучал закономерности работы кратковременной памяти. Он выяснил, что в конкретный момент времени мы можем удерживать в уме 7 объектов (+/- 2). Но как выяснилось, это правило можно легко обойти.

Для этого нужно объединить все объекты какой-то общей концепцией. Мозгу гораздо проще запоминать осмысленную связанную информацию, чем набор разрозненных элементов. Проще всего придумать логичный осмысленный рассказ с ключевыми словами и запомнить его.

Рифмы

Вы, наверное, замечали, что стихи запоминать намного проще, чем прозу. В самой структуре стихотворения есть подсказки (ритм и рифма), которые помогают нам подбирать нужные слова в процессе воспроизведения.

Я до сих пор помню наизусть все глаголы-исключения второго спряжения в русском языке, которые мы учили в третьем классе. А все потому, что наша учительница догадалась их зарифмовать. Получился забавный стишок.

Смотреть, обидеть, видеть.

Держать и ненавидеть.

Зависеть, слышать, гнать.

Вертеть, терпеть, дышать.

Так что если есть такая возможность, рифмуйте то, что вам нужно запомнить. Например, новые иностранные слова, список покупок в магазине.

Аббревиатуры

Этим методом активно пользуется мой папа. Каждый раз перед походом в магазин он пишет список покупок, но не берет его с собой, а составляет из первых букв аббревиатуру. Например, было: масло, сыр, яблоки, конфеты, апельсины, рыба, орехи, молоко. А получилось: МСЯКАРОМ. Благодаря этой системе он всегда знает точное количество продуктов, которые нужно купить, и легко воссоздает их по первым буквам. Метод подойдет для запоминания любых видов списков, а также имен людей в больших компаниях.

Мнемонические фразы

Мнемонические фразы придумывают для запоминания сложно запоминающейся информации. И они отлично работают! Все мы учили цвета радуги по фразе “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”. Вот еще несколько довольно популярных мнемонических предложений:

  1. “Решил Коля кафтан сшить, будет авось без изъян” – для запоминания самых крупных государств (Россия, Канада, Китай, США, Бразилия, Австралия, Индия).
  2. “Морозным вечером залез на мачту юнга, стремясь увидеть незнакомый порт” – для запоминания порядка планет Солнечной системы (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).
  3. “Каждому старшекласснику, владеющему фантазией, география и так ясна” – для запоминания стран большой семерки (Канада, США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Япония).

Эффект края

Этот эффект был открыт немецким психологом Германом Эббингаузом. Проводя эксперименты по изучению памяти, он вывел интересную закономерность. Человек лучше всего запоминает начало и конец любой информации.

Хотите проверим? Прочитайте один раз последовательность слов.

Табуретка, крапива, потолок, рыба, дерево, куртка, пчела, зеркало, командировка, шоколад, вдохновение, королева.

А теперь попытайтесь воспроизвести этот список. Держу пари, вы хорошо запомнили слова “табуретка” и “королева”, а что насчет остальных? Наверняка многие слова из середины списка ускользнули от вашей памяти.

Как пользоваться этим эффектом при осознанном запоминании? Разделите информацию на блоки, самые важные и сложные учите в начале и в конце. Остальные распределите в середине. При запоминании больших объемов информации можно чередовать – сегодня учим блоки в одном порядке, завтра меняем их местами.

Ошибайтесь

Очень интересную особенность памяти открыли исследователи из Университетского колледжа в Лондоне. Мы лучше запоминаем то, в чем успели совершить ошибки. Констатация собственного невежества стимулирует память и дает дополнительный заряд мотивации.

В следующий раз, прежде чем начать учить новый материал, устройте себе небольшой тест. Например, выпишите незнакомые иностранные слова и попытайтесь их перевести интуитивно. Естественно, у вас ничего не получится. Зато “негативный” опыт поможет вам впоследствии выучить эти слова в два раза быстрей.

Как выучить за короткий срок иностранный язык: секреты способностей

Вопрос, как научиться запоминать информацию, волнует людей и при необходимости в короткий срок овладеть иностранным языком. Книга в этом случае несет только справочную информацию. Физиологи рекомендуют увеличить количество аудиовизуальной информации. Смотрите фильмы на выбранном языке, сопровождающиеся русскими субтитрами, слушайте песни, найдите себе собеседника, владеющего языком, и регулярно общайтесь с ним. Отличными помощниками станут компьютер и соцсети. Если в вашем городе есть клуб, где собираются иностранцы, посещайте его и практикуйтесь в произношении.

Есть масса компьютерных методик, предполагающих отработку произношения, прослушивание слов, сопровождающихся переводом. Одной из популярных техник, применяемых при изучении языков, является методика «Мысленных повторений». Ее суть заключается в периодическом мысленном повторении информации

Важно соблюдать график упражнений:

  • Первое повторение после изучения проводят через 60 минут после первоначального восприятия данных.
  • Второе – через 3 часа после первого.
  • Третье – на следующий день в любое время.

Количество повторений, промежутки времени между ними регулируются по собственному усмотрению с учетом индивидуальных способностей. Допускается увеличение числа повторений и удлинение интервалов между ними. Обязательно следите, чтобы перерывы не были длительными, иначе не закрепленная вовремя информация может в итоге не сохраниться в памяти.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Статья обновлена: 13.05.2019

Эффективные техники запоминания

Наверное, вы замечали, что яркая, эмоциональная, образная
информация запоминается намного легче. Поэтому информацию, которую нужно
запомнить нужно образно «раскрасить» и сделать интересной для мозга. Сегодня
существует масса способов для облегчения усваивания и тренировки памяти,
рассмотрим самые эффективные методики.

Метод Цицерона

Этот способ еще называют методом локуса (место – это «локус») или дворцом памяти. Техника основана на ассоциациях.

Суть заключается в мысленном создании матрицы, в ячейку которой следует «положить» слово, которое нужно запомнить. В роли матрицы чаще всего используют свое жилище.

Закройте глаза и представьте свой дом в подробных деталях.
Каждому человеку будет не сложно это сделать. Воссоздайте в воображении мебель,
мысленно «пройдите» по комнате, вспомните, где что стоит и запомните маршрут,
каждый раз он должен быть одинаковым.

Как это применять, рассмотрим на примере. Нужно запомнить
список слов – огурец, корзина, телефон, торт, воздушный шар, котенок, любовь,
конфеты. Представим эти слова в виде образов и расставим их по комнате, причем
в нужной последовательности.

Первый на пути холодильник – мысленно положим в него огурец,
далее стоит стол – ставим на него корзину, телефон поместим на стул, который
стоит рядом со столом. Торт вообразим на книжной полке, а шарик привяжем к
люстре. Котенка «положим» в кресло, любовь представим в виде большого сердца и
положим его на диван, а рядом на подлокотник – конфеты.

В последующем, каждый раз мысленно идем по выбранному маршруту, и в памяти будут всплывать слова, которые запоминались с помощью ассоциаций. Чтобы эффективно пользоваться данным методом:

  • избегайте одинаковых локусов (двух одинаковых стульев или других предметов);
  • не меняйте маршрут, «ходите» по одному пути;
  • не забывайте локусы, нужно четко помнить, что где стоит во дворце памяти.

Мнемоника

Этот способ включает несколько приемов запоминания, основанных на ярких закономерных связях, возникающих в отношении предметов, явлений, действий, фактов.

Существует большое количество мнемонических методов, к самым используемым относят:

  • акростих – нужно придумать стих, в котором
    первые буквы каждой новой строки образуют слово;
  • рифмы – рифмованная информация лучше
    запоминается, чем простой набор цифр или слов;
  • акроним – материал «шифруют» в виде
    последовательности из букв;
  • создание цепочки – человек придумывает рассказ,
    в котором нужные слова составляют цепочку сюжета;
  • образ-имя – для запоминания имен, ассоциируя
    человека с ярким образом.

Чанкинг

Этот способ отлично подходит, если нужно заучить номера телефонов, банковских карт.

Суть методики – дробление информации на группы для облегчения запоминания. Например, 89554375435 воспринимается сложнее, чем 8-955-437-54-35. Именно для лучшего восприятия телефоны записывают через черточку. Ключевой принцип в данном случае – комбинация предметов. Таким образом, можно запоминать не только цифры, список продуктов можно запоминать по виду пищи.

Интервальные повторения

Методика заключается в периодическом повторении информации,
которую нужно запомнить. Причем интервал между повторами постепенно
увеличивается. Первое повторение нужно сделать через час, далее через 5 часов,
потом на следующий день, через сутки, через 3 дня, неделю и так далее.
Существует формула, по которой рассчитывается время следующего повторения:
интервал для следующего повтора = день последнего повторения Х 2 + 1.

Сторителлинг

Это искусство создавать и рассказывать интересные истории. Строить сюжетные линии можно из различных элементов, которые включают материал для запоминания.

Интересные эмоциональные рассказы мозг охотнее запоминает, а вместе с ними и необходимую информацию. При этом точность сюжета не важна, главное, последовательно зашифровать в нем нужный материал.

Перенимать опыт великих

Чтобы быстрее запоминать новый и сложный материал, физик-теоретик и нобелевский лауреат Ричард Фейнман предложил такой алгоритм:

  1. Тезисно выписать все, что знаем по теме.
  2. Выделить все, что не знаем или не понимаем — разобраться и понять. Новую информацию записать максимально простым языком без сложных терминов и длинных предложений.
  3. Объединить всю информацию в одну простую и интересную историю, которую мог бы понять восьмилетний ребенок. А потом ее пересказать.
  4. Использовать сравнения и визуализацию.
  5. Записать свой рассказ на диктофон и послушать, чтобы найти белые пятна и снова их проработать.

Простые правила запоминания

Для упрощения усвоения информации воспользуйтесь следующими советами и хитростями.

Ассоциации

Ассоциативное мышление поможет легко запомнить нужные данные. Его суть в привязывании новой информации к уже существующей в нашей памяти. Цепочка воспоминаний приведёт вас к тому, что вы запоминали.

На практике новую информацию можно связывать с чем-то похожим: словами, песней, мысленным образом и т.д. Например: восьмёрка похожа на перевёрнутые очки, самолёт на птицу, лампа на грушу, а каждого нового знакомого можно связать с каким-либо животным.

Точно также используются противоположные понятия: хотите запомнить объект чёрного цвета – подумайте о том, что чёрное – это противоположность белого.

По теме: Как улучшить свою память

Обращайте внимание на обстановку, в которой вы находитесь, когда запоминаете. Начиная вспоминать, где вы были, что видели и чувствовали, вы сможете вспомнить нужные данные

Лучшее время для запоминания – раннее утро

Повторение

Способность запоминать напрямую зависит от того, сколько раз мы повторим новую информацию. Но к этому нужно подходить с умом, используя приёмы повторения:

  • активное повторение;
  • пересказ.

Процесс активного повторения предполагает осмысление запоминаемой информации. То есть при каждом повторении старайтесь прокручивать в голове образы и ассоциации, отвечать на вопросы, связанные с запоминаемым материалом.

Пересказ используется, когда информацию не нужно запоминать дословно. В этом случае активизируется речевое мышление и в голове откладывается способ воспроизведения информации.

Записывание

Записывайте важную информацию. При этом разбивайте материал на отдельные элементы и выделяйте главные моменты. Не старайтесь переписать всё книжным языком – пересказывайте и записывайте своими словами.

Мозг вынужден обрабатывать записываемую информацию, благодаря чему она лучше закрепляется в памяти.

Рекомендуем: Правда ли, что мозг работает только на 10%

Разбивка на мелкие элементы и структурирование

Много нового материала практически невозможно запомнить одним блоком. Разбивайте материал на мелкие блоки, в каждом выделяя главные моменты: подчёркивания, раскрашивания, схемы и рисунки. Это эффективный способ, т.к. большинство людей настроены на визуальное восприятие.

Отличным примером является разбивка номера телефона, когда вместо +79191234567 записываем +7 (919) 123-45-67.

Мнемоника

Она помогает фиксировать в памяти большие блоки информации, которые зачастую логически не связанны между собой.

Выделим основные мнемонические приёмы:

  • Буквенный код. Образование фраз из первых букв. В пример возьмём фразу «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – по первым буквам можно быстро вспомнить все цвета радуги.
  • Ассоциации. В мнемонике основная ставка делается на создание ярких и необычных ассоциаций.
  • Рифмование. Чтобы запоминать информацию, можно составить рифмованные пары слов или даже небольшие стихотворения.
  • Созвучие. Этот метод отлично зарекомендовал себя в запоминании терминов и иностранных слов.
  • Метод Римской комнаты. Создайте в воображении комнату и расставляйте запоминаемые объекты в ней, связывая их с предметами интерьера. Чтобы что-то вспомнить, просто представьте эту комнату и найдите нужную информацию.

Применяйте новые знания на практике

Отличный вариант запомнить новое – подискутировать на эту тему, обговорить её с собеседниками. Проговаривая и прослушивая вновь изученную тему, вы сможете быстро и качественно запоминать информацию, которая пока еще является для вас новой.

Мотивация

Понимание и желание также являются важным стимулом к запоминанию. Если вы пытаетесь запомнить материал «через силу» без желания это сделать, у вас уйдет намного больше усилий и времени для запоминания.

Это пригодится: Как побороть свою лень

Поэтому перед тем, как приступить к запоминанию, убедите себя в том, что вам интересно это делать, постарайтесь вызвать желание выучить материал и подумайте о преимуществах, которые вы получите в результате. В этом случае у вас получится запомнить намного быстрее и эффективнее.

Чем полезнее и интереснее информация, тем её проще запомнить!

Технологии

У каждого под рукой всегда есть мобильный гаджет, который может быть отличным средством для хранения данных. В магазине приложений множество вариантов не только для структурированного ведения записей, но и для тренировки памяти.

Осмысление

Что это такое? Осмысление — это процесс обнаружения в новом материале дополнительных уровней смысла.

Примеры. Вы занимаетесь осмыслением, когда соотносите новый материал с тем, что вам уже известно, когда пытаетесь объяснить его кому-то собственными словами или рассказать, как он связан с реальной жизнью.

Действенная форма осмысления — поиск метафоры или визуального образа, отвечающего новому материалу. Приведем примеры из физики.

  • Что такое вращательный момент? Представьте себе фигуристку, которая вращается вокруг своей оси. Когда она прижимает руки к груди, скорость вращения увеличивается.
  • Изучая принципы передачи тепла, вспомните, как согреваются ладони, если обхватить ими чашку горячего шоколада: это кондуктивный теплообмен в действии. Когда солнце в морозный день прогревает комнату — это излучение.
  • А благодаря конвекции поток прохладного воздуха из кондиционера освежает потное тело, измученное затянувшейся прогулкой по родной дядюшкиной Атланте.
  • Объясняя школьникам строение атома, учитель физики, возможно, прибегнет к аналогии с Солнечной системой: Солнце — ядро, вращающиеся вокруг планеты — электроны.

Чем подробнее вы представите все возможные связи нового знания с уже имеющимся, тем прочнее вы его усвоите и тем большим числом памятных зацепок снабдите.

Еще пример. Когда мы познакомились с пианисткой Тельмой Хантер, она готовилась к концерту: разучивала четыре новые пьесы — Моцарта, Форе, Рахманинова и Уильяма Болкома. Свою первую награду за исполнение музыкальных произведений Хантер получила в пять лет в Нью-Йорке. Сейчас ей 88, и она все еще играет. Она не звезда, ее и известной назвать нельзя, но как музыкант она состоялась. Тельма живет активной, полной жизнью. Вместе с мужем, кардиохирургом Сэмом, она вырастила шестерых детей. До сих пор эта женщина не перестает учиться, преподавать и выступать в концертах, она «в игре», очень востребована и предана делу всей своей жизни.

Учебный метод Хантер — это иллюстрация того, как осмысление делает прочнее знания и память. Приступая к новому произведению, Тельма учит его физически (как двигаются пальцы по клавишам), на слух (как оно звучит), визуально (как выглядят ноты) и интеллектуально, контролируя свою игру в моменты изменения гармонии.

Фото с сайта ru.wikihow.com

Приходится делать поправку на возраст: теперь она разыгрывается перед выступлением, а раньше в этом не было необходимости. Тельма представляет ноты и делает в них мысленные пометки. «Репетируя, я иногда вслух говорю себе: «Вот здесь переход на октаву выше» — и представляю себе нотную страницу». В полном единодушии со взглядами Джона Макфи на писательство, Хантер замечает, что на этапе, когда произведение почти выучено, «можно вести машину и одновременно думать о пьесе, над которой работаешь. Как если бы ты был дирижером и размышлял: «Этот пассаж станет более осмысленным, если чуть сдвинуть темп. Нужно постараться сыграть его быстрее». Все это важные вещи, и, чтобы о них думать, необязательно сидеть за пианино».

Хантер упражняется за инструментом ежедневно. Когда она разучивает новые произведения, то регулярно замедляется, чтобы проработать сложные пассажи. В последнее время она часто выступает в трио с виолончелью и скрипкой, поэтому далее наступает период совместной работы, когда индивидуальные трактовки музыкального произведения превращаются в единое целое.

Топ 3 способа для запоминания цифр и чисел

Стихосложение. Можно запоминать информацию, подбирая рифмы — преобразуя ее в виде рифмованных нескольких слов или целых маленьких стихотворений.

Кроме того, есть очень удачный метод парочки, когда мы делим информацию на блоки или части.

Номер телефона: 89263654235, можно разделить на пары или тройки цифр, которые уже легко запомнить.

89 26 36 54 235

ЦБК

В названии я использовала первые буквы названия мнемотехники — цифро-буквенный код. Дети этим способом никогда не пользуются. Но он самый известный и изложен во всех книгах по развитию памяти.

Цифру мы кодируем в букву, от буквы образуем слово, из слов составляем предложение, а из предложений — рассказ.

Пусть 1 — это «а», 2 — «б», 3 — «г». Придумываем слова, которые начинаются с этих букв и запоминаем для каждой цифры: ананас, бег, гриб. Чтобы запомнить первые три цифры номер телефона 312…, мы представляем такую картину: гриб бежит к ананасу.

Можно кодировать в слова по начальным буквам каждой цифры. 0 — «н» (ноль), 1 — «р» (раз вместо один), 2 -«д» (два), 3 — «т» (три)… 9 — «м» (от слова много, так как «Д» уже занято двойкой).

Цифрообразы

Есть еще один вариант запоминания цифр — трансформация их в образы.

Единица напоминает столб, двойка — гуся, тройка — открытую книгу. Представляем себе образ числа 312. Лежит открытая книга в нее воткнут столб, а гусь пытается вытащить столб из книги.

Это самый экономный вариант для запоминания и очень хорошо запоминается и вспоминается.

Интервальные повторения

Повторение – мать учения. И, действительно, чем чаще мы повторяем выученный материал, тем меньше скорость его забывания.

Метод интервальных повторений поможет запомнить информацию любых объемов.

Если Вам необходимо быстро выучить стих или подготовиться в авральном режиме к экзамену, используйте следующий алгоритм повторений:

  • первое – спустя 20 минут после заучивания;
  • второе – спустя 6 – 8 часов;
  • третье – через сутки.

Для лучшего усвоения материал рекомендуется не просто перечитывать, а активно извлекать из памяти, то есть вспоминать, подглядывая в источник.

Если запомнить предстоит большой объем информации, которая пригодится Вам не только на ближайший день или неделю, следуйте такому интервалу повторений:

  • первое – непосредственно в день заучивания (повторите весь материал);
  • второе – через 3 дня (повторите только ключевые моменты, которые выделены самим автором или Вами);
  • третье – через 6 дней (повторите всю информацию, но постарайтесь сделать это в другом порядке).

В идеале рекомендуется повторять изучаемый материал ежедневно, но уделять этому не больше 15 – 20 минут, чтобы не перегружать мозг.

Еще один совет: попробуйте объяснить непонятные или трудно запоминающиеся моменты кому-либо. Если желающих выслушивать лекцию относительно теории вероятности или значения Ренессанса в живописи не найдется, просто проговорите ту часть информации, которая вызывает наибольшие сложности воображаемому собеседнику. В процессе такого изложения мозг автоматически будет подбирать максимально упрощенные формулировки.

Как лучше запоминать: рассказать кому-то

Об этом методе как хорошо и быстро запомнить, знают многие. Надо просто пересказать. Причем знать, что нужно пересказать. Ещё больший эффект возникает тогда, когда Вам не просто нужно рассказать, а ещё и произвести благоприятное впечатление. Например, Вы выступаете с презентацией бизнес идеи, по результатам которой решается, будут ли инвестиции в Ваш проект. В этом случае мотивация к запоминанию фактов очень высока.

Как на практике использовать этот метод:

Создавайте себе условия, в которых Вам необходимо было бы выступить перед аудитеорией. Это могут быть Ваши родные и знакомые. Если это не является мотивирующим фактором, то рассказывайте перед мало знакомой аудиторией.

Создайте себе видео-блог на определённую тему (Youtube в помощь) и регулярно записывайте видео кругу ваших изучаемых задач. Необходимость регулярно освещать вопросы в теме вашего блога сделает вас настоящим экспертом.

Введите благотворительные образовательные лекции для школьников, открытые лекции для населения. Нет эффективнее способа разобраться в теме и запомнить её, как изучить тему и понятно рассказать её детям или бабушкам.

Изучили тему — записали видео, рассказали людям. Несколько лениво, да? Зато не представляете, как сильно это увеличивает качество запоминания. Так что за вами выбор.

Как лучше запоминать информацию?

Существует несколько простых правил, позволяющих развивать собственную память:

Сохранить абсолютно все данные невозможно. Необходимо всегда ставить крайний срок, когда они перестают быть актуальными. Сознание активируется, если существует первостепенный приоритет, привлекая дополнительные ресурсы. Это позволяет практически моментально осваивать большие объемы памяти.
Попробовать выделять верное время для освоения нового материала. Лучшим считаются первые полчаса после пробуждения, а также перед сном

В середине дня мозг получает слишком много данных, поэтому запоминать что-либо важное в эти часы не рекомендуется.
Обсуждать и передавать информацию — это не просто возможность поделиться усвоенным, а еще глубже самому погрузиться в тему
Просто заученный материал быстро забывается, а рассуждение позволяет подключить логическое мышление, лучше понимать суть и запоминать данные надолго.
Акцентировать внимание на самых ярких и интересных моментах, а остальные данные использовать для описания этого блога. Если помнить, что вас впечатлило, остальное будет всплывать в подсознании автоматически.


Как лучше запоминать информацию?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector