Критическое мышление состав , методы и приемы
Содержание:
- Что такое критическое мышление
- Б — беспристрастный подход
- Когнитивные искажения
- Как обучиться самостоятельно
- Методы и приемы развития
- «Критическое мышление в информационную эпоху» от Мичиганского университета
- 7 ключевых признаков критического мышления
- Зачем уметь мыслить критически
- Практика активного обучения
- Как проходить занятия
- Приемы критического мышления
- Состав критического мышления
- Стадии формирования критического мышления
- «Верные и неверные утверждения»
Что такое критическое мышление
Критическое мышление — способность сомневаться во входящей информации и своих убеждениях, мыслить ясно и рационально, искать логическую связь между фактами и формулировать сильные аргументы. Основа критического мышления — умение рассуждать. Люди, мыслящие критически, задают вопросы, ставят под сомнение идеи и высказывания, а не принимают их за истину.
Проверьте свое критическое мышление, решив задачу:
Некоторые считают, что соискатели должны прикладывать фотографию к своему резюме. Такой подход критикуют за то, что более привлекательным людям якобы проще получить работу. Одно исследование показало, что это не так, — работодатели, наоборот, считают красивых женщин глупее. Автор исследования полагает, что такое отношение связано с «гипотезой глупой блондинки», и рекомендует компаниям применять подход бельгийского государственного сектора — проверять резюме без имени, пола и фотографии. Так можно выбрать подходящего кандидата исходя из его опыта и навыков.
Правдиво ли утверждение, что подход анонимного отбора кандидатов помог устранить дискриминацию в бельгийском государственном секторе?
- Правда.
- Скорее правда.
- Нужно больше информации.
- Скорее ложь.
- Ложь.
Правильный ответ смотрите в конце материала.
Современный информационный поток — бесконечная лента сообщений, в которой смешаны новости, реклама, полезный контент, пропаганда. Если верить всему, что пишут и говорят, вас могут обмануть. Например, в новостях пишут, что, по данным анонимного источника, акции такой-то компании скоро упадут в цене. Если новость окажется недостоверной, а вы продадите акции, — потеряете деньги. Вся информация не может быть правдивой. Критическое мышление помогает распознавать ложь, разделять факты и мнения.
Технологии усложняют ситуацию. Алгоритмы и персонализация контента помещают нас в информационные пузыри. Это состояние, в котором пользователь видит только тот контент, который ему нравится.
Алгоритмы соцсетей, поисковых систем и приложений анализируют предпочтения, историю запросов, местоположение и другие данные пользователей. Вокруг нас появляется пузырь контента, который не противоречит нашей точке зрения. Так мы попадаем в интеллектуальную изоляцию.
Как работают алгоритмы китайской соцсети TikTok
Так, журналисты канадской газеты Toronto Star летом 2018 года проверили 1,3 млн слов, публично сказанных и написанных Дональдом Трампом за первые полтора года его президентства. Сотрудники газеты обнаружили 1972 ложных утверждения и 68 928 неправдивых слов. В 2017 году Дональд Трамп выдавал в среднем по три ложных утверждения в день. Такие утверждения помогают политикам получить голоса избирателей, но выбор народа будет неосознанным и необоснованным. Если избирателей что-то не устроит, с последствиями выбора придется разбираться им самим.
Б — беспристрастный подход
Это значит не подгонять логику под свои эгоистичные желания, стремиться к справедливости, быть способным контролировать свои эмоции и спокойно воспринимать действительность. Мыслить как бы от третьего лица своеобразного третейского судьи.
Экономика образования
Зарядка для души: как развивать эмоциональный интеллект
Пожалуй, это один из самых сложных критериев. Беспристрастным быть сложно, ведь в нашей голове много сформированных ментальных программ, внушений, верований и установок. А наше эго, порой, корыстно влияет на мысли и поступки. Чтобы этого избежать, нужно чаще задавать себе вопросы: «А не говорит ли во мне субъективное отношение?», «Нет ли в этом решении моей личной заинтересованности?», «Что бы сделал человек со стороны?» и так далее.
Абсолютной беспристрастности добиться невозможно, но стремиться к этому должен каждый.
Когнитивные искажения
Когнитивные искажения — это подсознательные шаблоны мышления, в основе которых лежат ошибочные рассуждения. Такие рассуждения мешают нам принимать взвешенные рациональные решения. Например, под влиянием когнитивного искажения мы можем выбрать новый смартфон, опираясь на свои воспоминания о презентации и рекламном ролике, а не объективные технические характеристики. Когнитивные искажения — это аргументативные ошибки нашей «внутренней речи».
Виктор Горбатов, философ, преподаватель Свободного университета:
«Мало знать список когнитивных искажений и аргументативных ошибок, чтобы противостоять им. Необходимы правильные поведенческие установки — интеллектуальная открытость и осознанность. При этом существует G.I. Joe эффект — своеобразное метакогнитивное искажение, склонность считать себя более защищенным от искажений просто в силу теоретического знакомства с ними. Увы, это иллюзия. Нужно больше работать с когнитивными искажениями, вырабатывать привычку. Другого пути нет».
Систематическая ошибка внимания — зависимость нашего восприятия от повторяющихся мыслей. Мы чаще замечаем то, что встречали или запоминали раньше, игнорируя другие варианты.
Пример
Если вы давно думаете сменить работу, то охотнее будете обращать внимание на некомпетентность коллег и недостатки компании. Хотя в действительности показатели эффективности могут быть выше, а клиенты — довольнее
Соответствие эмоциям — способность вспоминать факты и события, испытывая определенные эмоции. Эмоциональные паттерны вызывают разные значимые ассоциации, связанные с нашим предыдущим опытом.
Пример. Вечером с горячей чашкой чая вы чувствуете себя спокойно, уютно и тепло. Такое настроение само по себе может вызвать воспоминания о семейных праздниках и вечерах с лучшими друзьями.
Недооценка бездействия — склонность недооценивать последствия бездействия, сравнивая его с результатом действия. Выбирая между действием и бездействием с аналогичными последствиями, люди чаще выбирают бездействие.
Пример. Некоторые родители запрещают делать прививки своим детям. Они предпочитают риск осложнения в случае болезни (бездействие — не делать прививку) риску осложнения прививки (действие — привить ребенка). При этом риск заболеть намного выше риска получить осложнения от прививки.
Иллюзия частотности, или феномен Баадера-Майнхоф — иллюзия, при которой недавно изученная информация кажется слишком часто повторяющейся, если появляется снова в течение короткого периода времени.
Пример
Иллюзию частотности используют маркетологи, чтобы привлечь внимание покупателей к продуктам компании. Логотипы бренда, видеоролики, реклама в соцсетях, коллаборации с популярными блогерами заставляют нас подсознательно думать о торговом предложении, чтобы в конечном итоге на него согласиться
Эффект иллюзии правды — склонность доверять сообщению после его многократного повторения. Людям проще воспринимать знакомую информацию, чем анализировать новую.
Пример. Плутарх писал, что древнеримский политик Катон Старший заканчивал каждую свою публичную речь словами «Карфаген должен быть разрушен», даже если дебаты касались совершенно другого вопроса. Его настойчивость помогла убедить остальных сенаторов начать войну при первой возможности — и Карфаген был разрушен. Это когнитивное искажение часто используют и сегодня — в пропаганде и СМИ.
Как использовать критическое мышление в информационном потоке
Как обучиться самостоятельно
При использовании критического мышления проходят три стадии:
- Вызов. Накопленные знания и опыт делаются актуальными. Это формирует склад ума и мотивирует к дальнейшей работе, пробуждая интерес к получению новой информации. Основная цель вызова уже имеющихся знаний — формирование собственных целей и задач.
- Анализ информации. Он делится на два этапа. Сначала анализируются новые знания, причём для сохранения интереса к изучению это делается, двигаясь от старых познаний к новым. На основе синтеза старой и новой информации корректируются сформированные цели и задачи с использованием критического склада ума.
- Размышления. Новые знания соотносятся с давно известными, вносятся необходимые изменения и дополнения. Исследовательская деятельность стимулирует творческий потенциал, производится интерпретация новой информации. В итоге ставятся новые цели и задачи.
Эта технология, в контексте психологии, обучает без чьей-то помощи работать с информацией, способствуя самообразованию в целом и формируя самостоятельность мышления.
Методы и приемы развития
Навыки критического мышления — не тайная наука, овладеть ими может каждый, кто понимает, насколько оно может оказаться полезным в повседневной жизни, в работе. Научиться этому могут все, но придется постараться.
Мозговой штурм
Применять такой прием желательно с детства, в начальной школе, в детском саду. Предложение вместе решить проблему, найти варианты может быть поначалу занятной игрой, формирующей у учащихся желание и умение генерировать идеи, не похожие на ранее высказанные. Многие взрослые используют метод в работе.
При мозговом штурме важно записывать все поступающие варианты, чтобы потом анализировать их. При обучении метод штурма через письмо и чтение позволяет визуализировать варианты развития событий, составление перечня альтернатив
На бумаге это более наглядно, чем на словах или в голове
Обратите внимание на большие схемы со стрелками и портретами подозреваемых и свидетелей, которые нередко размещают на стене детективы и следователи из кинофильмов. Это — наглядное исполнение мозгового штурма, над которым работает весь отдел расследований
Сравнение
Постоянно тренируйте сравнение похожих ситуаций и событий, явлений, вещей. Сравнивая, обнаруживайте хотя бы несколько отличий, даже если на первый взгляд они не заметны
Это может развить следующие качества — наблюдательность, сосредоточенность, внимание к деталям
Сравнение своих результатов со своими же, но за другие периоды, поможет обнаруживать «слабые» места и оперативно исправлять ситуацию еще до того, как обнаружится проблема, вызванная ими. Но начать можно с самого простого и с каждым последующим этапом усложнять сравнительные задачи.
Метапознание
Упоминания о таком методе впервые использовал еще Аристотель в своих трудах. Метапознание подразумевает способность индивида думать о собственном мышлении, понимать ценность знаний. Среди всех стратегий метапознание считается навыком высшего уровня. Овладев им хотя бы на срединном уровне, человек начинает видеть собственные ошибки, четко осознавать их, включая и ошибки, допущенные непосредственно в мыслительном процессе. Он начинает учиться более эффективно.
Развитию критического мышления будут способствовать несколько стратегий метапознания, например, определение объема своей памяти и создание внешней поддержки памяти, например, ведение записей, планирование, создание напоминаний.
Дедукция
Критическому мышлению весьма способствует тренировка дедукции — метода логических умозаключений. Часто его называют «методом Шерлока». Это — медленное мышление, когда к решению или выводу приходят путем прохождения сложных логических цепочек. Развитию способствует решение задач, головоломок. Дедуктивный метод подразумевает вывод частного вывода из общего.
Для тренировки метода великого сыщика подойдет игра в покер и шахматы, наблюдение за предметами в условиях слабого света, боковым зрением и т. д
Все это улучшает произвольное и непроизвольное внимание, благодаря чему будет легче собирать большие объемы важных информационных деталей
Индукция
Этот метод противоположен дедукции. При нем из частных утверждений свершается выведение общего умозаключения. Правила доказательства, связь причины и следствия — вот как работает индукция, и при тренировке критического мышления без нее тоже не обойтись. Развивать способность к индукции помогают постоянные упражнения, при которых предлагается классифицировать или систематизировать разрозненные элементы.
Анализ
Аналитические способности у конкретного человека во многом имеют генетическое происхождение, но даже типичные «творцы» и «художники» могут развить в себе аналитические наклонности. Этому способствует решение математических заданий, задач по физике, геометрии.
Синтез
Развитие способностей к синтезу помогает научиться искать альтернативы и решения. Это — расширение границ воображения, смелые предположения и гипотезы, генерация принципиально новых идей. Для этого потребуется выполнять упражнение на осознанное отвержение определенных истин и поиск новых способов. Развитию способствуют головоломки-лабиринты, паззлы, любые творческие хобби и увлечения, в которых у человека есть возможность совершать творческий выбор.
Системность
Системное мышление — обязательное условие критического. Это способность объединять разные факты, делать вывод и находить ему место в сфере применения. Системный подход позволяет четко следовать своим решениям, не бросая их и не подвергая сомнениям уже после того, как они приняты и оглашены.
«Критическое мышление в информационную эпоху» от Мичиганского университета
Длительность: 4 недели.
Формат обучения: видеоуроки + текстовые уроки + тесты (на английском языке).
Программа:
- Введение.
- Статистика — Основные концепции статистики и вероятности, концепции переменной, нормального распределения, стандартного отклонения, корреляции, надёжности, достоверности и размера эффекта — 2 видео.
- Закон больших чисел — концепция дисперсии ошибок, как с ней бороться — 2 видео.
- Корреляция — изучаются инструменты для оценки степени ассоциации, природа иллюзорных корреляций, как их избежать. Концепции смешанной переменной и ошибки самостоятельного выбора — 4 видео.
- Эксперименты — как проводить эксперименты в бизнес-настройках — 3 видео.
- Прогнозирование — типы систематических ошибок, регрессия к среднему, наблюдения с точки зрения истинной оценки плюс ошибка. Концепция базовой ставки, почему её необходимо учитывать при оценке вероятностей конкретных событий — 2 видео.
- Когнитивные предубеждения — эвристические и иные идеи — 3 видео.
- Выбор и решение — как провести анализ затрат и выгод, почему стимулы могут иметь неприятные последствия — 3 видео.
- Логика и диалектическое мышление — различие между индуктивной логикой и дедуктивной логикой, силлогизмы, условное рассуждение, различие между истинностью аргумента и его обоснованностью, диаграммы Венна, распространённые логические ошибки — 2 видео.
- Заключение.
Что узнаете: этот курс представляет основные концепции из статистики, вероятности, научной методологии, когнитивной психологии и теории рентабельности и показывает, как их можно применить ко всем сферам жизни.
Об авторе: Ричард Нисбетт — профессор психологии в Мичиганском университете.
7 ключевых признаков критического мышления
Наверное, практически каждый человек уверен, что умеет мыслить критически. Но в действительности такая способность присутствует лишь у небольшого количества людей, да и то не всегда. Настоящее критическое мышление подразумевает, что соблюдаются все семь принципов, каждый из которых мы детально рассмотрим далее.
1. Гибкость
Мы склонны держаться за наши знания и убеждения, опираться на стереотипы и придерживаться заранее выбранной точки зрения. Такой подход позволяет нам минимизировать когнитивную нагрузку и снизить уровень стресса. Именно отсутствие гибкости мышления сильнее всего мешает большинству людей мыслить критически. Они предпочитают получать информацию в готовом виде, осмысливая её в соответствии с имеющимися паттернами восприятия.
Гибкость мышления важна ещё в одной сфере. Большинство людей обычно верит той точке зрения, которую слышит первой. Например, если поссорились два соседа, остальные обычно поддерживают того, кто успел первым рассказать им своё видение ситуации и обвинить в конфликте своего оппонента. Но человек, способный мыслить гибко, непредвзято оценивает ситуацию, и его мнение не зависит от того, в какой последовательности он услышал версии конфликтующих сторон.
2. Логичность
Несмотря на то, что логика – это довольно сложная наука, большинству людей её основные законы доступны для понимания на интуитивном уровне. Логичность критического мышления подразумевает, что в своих суждениях человек руководствуется именно законами логики. Все его умозаключения логичны, он всегда действует и рассуждает последовательно, в любых обстоятельствах умеет правильно оценивать причинно-следственные связи, не путая и не перекручивая их.
3. Социальная ориентированность
Каждому человеку в той или иной мере свойственен специфический эгоизм, заключающийся в том, что он считает более правильными те утверждения, которые выгоднее или приятнее для него самого. Но хорошо развитое критическое мышление исключает подобный подход.
Такой человек любую ситуацию рассматривает с разных ракурсов и оценивает её не с позиции личных предпочтений, а с позиции социальной справедливости и адекватности. Например, если происходит конфликт в общественном месте, он всегда трезво оценивает ситуацию, при необходимости признавая свою неправоту.
4. Обоснованность
Любое утверждение должно быть аргументировано и доказано. Человек с развитым критическим мышлением прекрасно понимает это, поэтому в споре всегда использует только те аргументы, которые готов доказать, и избегает аргументов в стиле «Любой дурак знает!». Разумеется, и к чужой аргументации он весьма требователен. При этом многих людей раздражает, когда он уточняет, из какого источника взята определённая информация и как её можно перепроверить.
5. Беспристрастность
Ещё одна особенность людей с хорошо развитым критическим мышлением заключается в том, что они никогда не судят пристрастно. Они игнорируют авторитетные точки зрения и личные предпочтения, не боятся, что их выбор кого-то расстроит.
Чтобы проверить, умеете ли вы мыслить беспристрастно, представьте себе ситуацию, в которой близкий вам человек оказывается неправым в споре с кем-то посторонним. Заметите ли вы это? Сможете ли сказать ему, что он неправ, и как вообще будете вести себя в такой ситуации? Оставаться беспристрастным очень сложно, поэтому это одно из самых эффективных испытаний критического мышления.
6. Последовательность и системность
Критическое мышление не может быть бессистемным или непоследовательным. Оно не терпит хаоса и сумбура в мыслях, а требует порядка и умения раскладывать информацию по полочкам. Такой человек всегда последователен в своих суждениях, решениях и действиях. И посторонним обычно довольно сложно запутать его, сбить с мысли или навязать свою точку зрения, которая не впишется в его систему.
7. Самостоятельность
Многие люди даже не задумываются, насколько им нравится, когда кто-то думает за них и преподносит им уже готовую точку зрения – продуманную, аргументированную и простую для понимания. Но критически мыслящий человек никогда не принимает готовое мнение
Для него важно получить достаточное количество убедительных аргументов, чтобы самостоятельно сформировать свою точку зрения
Зачем уметь мыслить критически
Такой вид мышления подразумевает постоянное развитие. И действительно, чтобы что-то утверждать, человек постоянно ищет подтверждение своим словам, а значит, узнает все больше нового. В педагогике последних лет многие программы уже стали пересматривать, так как появилась потребность в таких кадрах. Что позволяет сделать или чего добиться этот тип мышления:
- Успех в профессии. В любой области ценится специалист, а критически мыслящий сотрудник “туфты” не предложит, ведь он проверит информацию 7 раз.
- Адаптация. Ключевые навыки такого сотрудника позволяют ему быстро адаптироваться к новым условиям, коллективу, требованиям. Что позволяет эффективно выполнять работу.
- Индивидуальность. Такая личность может выразить себя не только в условиях работы, но и в обществе. Она, как правило, работает и над развитием эмоционального интеллекта, чтобы самовыражаться и адаптироваться.
- Креативность. Процесс критического мышления помогает принимать нестандартные решения, удивлять новыми идеями. Такие люди не склонны к руководству стереотипами, они открыты к новым горизонтам.
- Знатоки тайм-менеджмента. Такие работники не будут размениваться на мелочи, они правильно расставляют приоритеты, управляют своими эмоциями и ресурсами.
- Новые подходы. Способность к критическому мышлению помогает не идти по пути утопии. Человек с этой способностью, когда видит, что схема не работает, не будет долго над ней корпеть, а сразу же переориентируется на другую.
- Рост личности. Основная заслуга такого мышления – личностный рост. Критичность помогает расти, развиваться, двигаться к целям, достигать их лучшими способами. Она способствует повышению самооценки и уверенности в себе, ведь такого человека начинают уважать и прислушиваться к нему.
Ну что, я вас заинтриговала? Хотели бы развиваться в этом направлении? Если да, то движемся дальше.
Практика активного обучения
Вы когда-нибудь слышали выражение «большинство людей просто ждут своей очереди, чтобы поговорить?» Задумайтесь об этом на мгновение. Если это действительно так, то кто на самом деле слушает? Что значит активно слушать, когда кто-то говорит? Прежде всего, можем ли мы принять это как личную практику для улучшения навыков критического мышления?
К сожалению, большинство людей думают, что слушать легко, но на самом деле это очень тяжелая работа
Это особенно верно для активного слушания, то есть для сознательного и согласованного усилия услышать сказанные слова и, что более важно, для понимания их содержания. Кроме того, речь идет о полном понимании того, что человек, говорящий, нуждается или пытается сказать
Как проходить занятия
Профессионально овладеть критическим мышлением может быть нелегко. Если изначально мышление подчинялось другим законам и шло на поводу привычек, перестройка его на новый лад вызывает отторжение и дискомфорт
Но если есть четкая задача и вы твердо намерены достичь своего, важно быть стойким и использовать все доступные средства. Наш курс станет одним из самых эффективных среди них
Мы уже упоминали, что представленный материал носит теоретический и практический характер. Это значит, что есть определенная информация, которую нужно прочитать, изучить и усвоить – и здесь все предельно просто. А есть некоторый объем практических рекомендаций – с ними все обстоит немного сложнее. Практические знания нужно как можно скорее переносить в область действий, чтобы новые навыки начали быстрее формироваться и закрепляться. Практика – краеугольный камень любого обучения, и помнить об этом нужно всегда.
Проходить же занятия вы можете так, как вам удобно, но мы все же советуем следовать уже имеющейся очередности. На изучение каждого урока лучше всего выделить 2-3 дня, из которых один будет отведен на прочтение, второй – на повторение наиболее важных моментов и третий – на практическое применение знаний.
Не преминем заметить, что именно третий день имеет наибольшее значение, ведь теория без практики – лишь багаж сведений, не имеющий никакой реальной пользы. Действия же, даже в тех случаях, когда их не подкрепляет теория, всегда приводят к результату, пусть и не всегда к нужному. Но у вас есть все, что необходимо, поэтому можете быть уверены, что и результат будет подобающим.
Отметим также, что обучение критическому мышлению на уроках нашего курса полезно совмещать с использованием вспомогательных материалов, которыми в нашем случае являются книги. Ниже предлагаем вам небольшой список тематической литературы.
Приемы критического мышления
Приведем краткое описание приемов критического мышления, которые помогут вам сформировать и развить это качество.
Под этим понятием скрывается не что иное, как самопознание. Это касается не только личностных рассуждений человека, но и способности смотреть на себя со стороны.
В этом случае важную роль играет состояние, в котором человек принимает то или иное решение: например в состоянии аффекта, вы может совершить самые безумные поступки, а находясь в спокойном и умиротворенном состоянии, вы действуете разумно и осмотрительно.
Так называемый метод Шерлока Холмса отлично работает при самоанализе. Любое решение необходимо принимать лишь после тщательной проверки всех фактов, подталкивающих к нему.
Дедукция – это метод мышления, следствием которого является логический вывод, в котором частное заключение выводится из общего. Это цепь умозаключений (рассуждений), где все звенья связаны между собой логическими выводами.
На протяжении всей своей жизни мы постоянно принимаем какие-то решения, основываясь на услышанном, увиденном или прочитанном.
Однако является ли любой источник информации правдивым? Не подвергается ли он случайному или намеренному искажению со стороны автора? Ответить на подобные вопросы нелегко, но делать это необходимо.
Проверять информацию можно, как в более авторитетном источнике, так и эмпирическим (опытным) путем. Конечно проверка на собственном опыте более надежная, но на практике она может оказаться опасной или попросту невозможной.
Например, попытка удостовериться в истинности предупреждения «Не влезай – убьет!», может окончиться весьма печально, а на проверку существования Африки у вас может элементарно не найтись денег.
Сформулированные умозаключения разумно перепроверять особенно в том случае, если они основаны на каких-то формальных рассуждениях.
Если тот или иной вывод, сделанный вами, оказался верным, это вовсе не значит, что он будет правильным и при других обстоятельствах.
Чтобы развивать критическое мышление, полезно составлять список всех возможных путей решения поставленной задачи. Визуальное представление значительно упрощает мыслительную задачу.
В этом смысле идеальными помощниками будут разные схемы, таблицы и даже простые рисунки на листе бумаги.
Вспомните, как Штирлиц, в фильме «17 мгновений весны», рисовал на бумаге лица Бормана, Мюллера и Геринга, чтобы наиболее точно расставить приоритеты в борьбе с противником.
Чтобы освоить критическое мышление, достаточно придерживаться простой схемы. Эта схема состоит из 5 этапов:
- подготовка
- ознакомление с проблемой
- разработка решения
- определение окончательного решения
- оценка результата
С подобной схемой знакомы многие из тех, кто окончил ВУЗ или увлекался какой-нибудь исследовательской деятельностью. Четко структурированный план позволяет пошагово и рационально решать самые трудные проблемы.
Людям способным мыслить творчески, гораздо легче представлять различные варианты развития событий и оценивать свои возможности в предполагаемых ситуациях.
Поэтому настоятельно рекомендуем освоить латеральное мышление и ознакомиться с основами эвристики и ее методами. Эти вещи не только помогут вам развить критическое мышление, но и вообще окажут неоценимую услугу в саморазвитии.
Довольно часто на критическое мышление негативное влияние оказывают разного рода страхи. Если вы не будете с ними бороться, то шансы на развитие критического мышления будут невелики.
Для преодоления страхов читайте мотивационные статьи и истории из жизни великих. Это поможет вам выбирать правильные ориентиры и вдохновляться на примерах выдающихся людей.
Понравился пост? Нажми любую кнопку:
Состав критического мышления
Набор ключевых навыков, необходимых для критического мышления, включает в себя наблюдательность, способность к интерпретации, анализу, выведению заключений, способность давать оценки. Критическое мышление применяет логику, а также опирается на метазнание и широкие критерии интеллектуальности, такие как ясность, правдоподобие, точность, значимость, глубина, кругозор и справедливость. Творческое воображение, ценностные установки и в меньшей степени выраженная эмоциональность также являются составными частями критического мышления :40.
Критическое мышление входит в общую структуру мышления в процессе познания и есть мышление высшего порядка. Структура мышления выглядит следующим образом:
- общее мышление;
- предметное мышление (историческое, математическое и т.п.);
- критическое мышление.
Структура мышления
Каждый следующий уровень включает в себя предыдущий:
1) общее мышление — это общий процесс обработки информации;
2) предметное мышление — это процесс обработки информации по определенному предмету с помощью методов научного исследования, обогащенный предметными и методологическими знаниями;
3) критическое мышление — это процесс контроля за ходом общего и предметного мышления, их совершенствование. Каждый тип мышления имеет свой содержательный и операционный блоки .
Один из современных исследователей Р. Эннис в качестве основных и наиболее важных диспозиций, то есть установок, идеального критического мыслителя называет следующие:
- ясно выражаться;
- искать основания;
- стараться быть хорошо информированным;
- искать альтернативы;
- обладать открытостью ума;
- воздержаться от суждения при недостаточности оснований и т. п.
Также различают два основных компонента критического мышления:
- диспозиция (искать основания для своих убеждений, быть любознательным, быть готовым бросить вызов авторитету, демонстрировать интеллектуальную автономию);
- навыки и умения (выявление аргументов, оценка аргументов, оценка убеждений, предложение альтернатив, выстраивание выводов, умение распознавать софизмы и бороться с когнитивными искажениями).
Существуют подходы к исследованию критического мышления, которые также можно разделить на две группы:
- те, которые исследуют интеллектуально «правильные» и «неправильные» доксастические установки (эпистемология и философия образования);
- те, которые исследуют интеллектуальные умения и навыки, характерные для критически мыслящего человека ( логика , теория аргументации, психология).
Таким образом, критическое мышление представляет собой междисциплинарное направление исследований, который включает в себя часть философии, логики, педагогики и психологии. Сам же Дж. Дьюи часто цитировал классических философов, так как именно в истории философии мы находим образцы критического мышления и специальные трактаты, посвященные усовершенствованию нашего мышления . Дело в том, что философия представляет собой не что иное, как смену «исследовательских программ» . Об этом говорит сайт https://intellect.icu . Бессмысленно задавать вопрос «что такое мышление?» вне контекста различных исследовательских программ, которые в разное время предлагались теми или иными мыслителями.
Структура критического мышления
Стадии формирования критического мышления
Развитие критического мышления реализуется посредством применения специальной технологии. Она ориентирована на выработку у учащихся следующих навыков:
- Рефлексии – умения адекватно оценивать себя, свои действия и поступки.
- Изобретательности –умения делать оптимальный выбор из множества вариантов и принимать решение в пользу конкретного.
- Ответственности – умения отвечать за свои поступки и принятые решения.
- Автономности – умения принятия себя, своего «Я» и действовать в соответствии со своими убеждениями, взглядами, целями и потребностями, даже, если это расходится с мнением большинства.
- Бытийности – умения и желания искать смысл жизни, осознавать ее устройство
Данные навыки критического мышления формируются поэтапно. Выделяют следующие этапы в данной технологии:
- Вызов. Стадия прослушивания, восприятия и обсуждения информации. Педагог дает учащимся новую информацию и стремится активизировать их знания и умения, которые уже есть у них по данной теме или направлению деятельности. Таким образом происходит мотивирование учащихся к дальнейшей деятельности. Они вспоминают, все, что им известно по данному вопросу, теме, развивают ее совместным обсуждением, задачей вопросов. Информацию можно записать, составить таблицы или графики данных, сформулировать гипотезы и построить логические цепочки. В это время происходит включение учащихся в работу. Без него дальнейшая деятельность окажется просто бессмысленной. К работе необходимо привлечь, мотивировать. Для этого используются различные приемы, позволяющие заинтересовать учащихся, активизировать их мыслительную работу.
- Осмысление содержания. Получение новых информационных данных. Педагог дает учащимся новую информацию, которая продолжает развитие исследуемой темы. Это необходимо для того, чтобы учащиеся не потеряли интерес к данной проблеме и продолжили ее дальнейшее исследование. Учащиеся читаю, слушают новую информацию, стремясь ее осмыслить и осознать. Для этого, делаются какие-то пометки, записи, задаются дополнительные вопросы. Здесь требуется направить восприятие учащихся в нужное русло. Необходимо сделать так, чтобы учащиеся максимально хорошо усвоили информацию.
- Этап рефлексии. Здесь происходит творческая работа с информационными данными. Педагог дает задания творческого характера, которые необходимо выполнить учащимся. Они же, производят анализ информации, рассматривают данные, которые они знали до этого, сопоставляют их с новой информацией, формулируют гипотезы и проверяют их достоверность. Происходит выявление причинно-следственных связей между объектами или ситуациями, заполняются таблицы, делаются графики. Может быть организована дискуссия по конкретному вопросу или сформировано коллективное обсуждение. Задания, по конкретной теме, могут быть представлены в виде творческих работ. На этой стадии, происходит отброс учащимися той информации, которая им неинтересна, которая их не увлекла. Запоминается только актуальная информация. В этом и состоит целевое назначение реализации технологии развития критического мышления.
Нужна консультация преподавателя в этой предметной области? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос
Рисунок 1.
«Верные и неверные утверждения»
Для начала формулируется тема или ситуация, которую необходимо оценить. На следующем шаге необходимо определённые утверждения в отношении первоначально озвученной информации распределить на две категории: верные и неверные с точки зрения каждого участника дискуссии, или сам человек распределяет свои утверждения или аргументы в два столбца, если он выполняет это упражнение один.
Далее следует обсуждение ситуации, или самостоятельное ее осмысление. После чего необходимо вернуться к ранее распределенной информации, и принять решение, какие данные, оцененные на предыдущих этапах, действительно верны, а какие ошибочны.